Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления. Размер рынка зависит от количества покупателей, испытывающих необходимость в каком-то продукте, имеющих ресурсы в обмен на нужный им продукт.
Изначально термин «рынок» означал место, где покупатели и продавцы могли совершать обмен своими товарами (в качестве такого места выступала, к примеру, центральная площадь населенного пункта). Экономисты используют термин «рынок», имея в виду совокупность покупателей и продавцов, которые совершают операции по купле-продаже товаров определенного типа.
Состояние потребительского рынка - это совокупный результат взаимодействия комплекса факторов и условий воспроизводственного процесса, которые в конкретный период времени определяют соотношение спроса и предложения товаров и услуг, а также тенденции развития этого соотношения в зависимости от динамики цен, уровня доходов, объемов производства, структуры ввозимой продукции.
По удельному весу и роли в обеспечении жизнедеятельности населения потребительский рынок занимает ведущее место. Он представляется нам как динамичная система причинно-следственных связей, обеспечивающих наибольшее соответствие производства (или ввоза из-за пределов региона) товаров и услуг потребностям и платежеспособному спросу населения, охватывающая всю совокупность экономических отношений производства, реализации и потребления материальных благ и услуг потребительской ориентации. Насыщенность и емкость потребительского рынка во многом предопределяются эффективностью хозяйственной деятельности в стране.
Механизм формирования и функционирования потребительского рынка представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.
В 2010 г. объем потребительского рынка России составил 420 млрд долл. США, только оборот розничной торговли - 325 млрд долл. США. Такие данные были озвучены на конференции «Потребительский рынок России сегодня и завтра» в Торгово-промышленной палате РФ.
Анализ розничной реализации продовольственных товаров в разрезе производителей показал высокую степень проникновения импортных товаров. В ассортименте реализуемых продовольственных товаров преобладают такие зарубежные товары, как йогурты (91%), сыры (89%), колбасы полукопченые и сырокопченые (68%), масло кукурузное (95%), масло подсолнечное (82%) и т. д. Следует отметить, что на продовольственных рынках насыщенность импортными товарами выше, чем на предприятиях розничной торговли.
Вместе с тем в последнее время наблюдается расширение предложения отечественных производителей. Широко представлены такие виды товаров, как майонез, мясные консервы, куры и др. По данным товарам отечественные производители представляют широкий ассортимент и достаточно высокое качество.
На непродовольственном рынке товаров доля иностранной продукции значительно выше, чем в продовольственном. Например, импортные телевизоры составляют 96% общей массы, холодильники - 82% и т. д.
Кратко касаясь зарубежного потребительского рынка США можно сказать, что он всегда являлся одним из основных драйверов экономического развития этой страны, так как его рост очень хорошо стимулирует развитие промышленного производства и сектора услуг, поэтому большинство специалистов финансового рынка регулярно отслеживают и анализируют макроэкономические показатели, которые дают представление о его текущем состоянии. Кроме этого потребительский рынок США является отличным индикатором, характеризующим общее состояние доходов населения и рынка труда в стране.
По мнению работников торговли, основными критериями при выборе товара являются цена, качество, упаковка. Покупатели стали меньше обращать внимание на упаковку, а больше - на экологическую безопасность и срок годности. При выборе потребителями продовольственных товаров основными критериями являются цена и качество, однако при выборе непродовольственных товаров - внешний вид изделия и торговая марка.
Что касается сферы услуг в современной экономике, то внедрение в процессы обслуживания все более и более совершенных технологий и тщательно разработанных систем сервиса, отвечающих взыскательным запросам потребителей, служат компаниям пропуском на новые отраслевые и региональные рынки услуг. Новые резервы роста для условия рыночной экономики индустрии сервиса открываются и на традиционных рынках товаров.
Именно реализация этих новых возможностей является катализатором деловой активности сервисных компаний и источником обострения между ними конкурентной борьбы, особенно драматичной на рынках «зрелых» продуктов, таких, как финансово-банковские услуги, туризм, страхование, авиаперевозки и др.
Изменяется и сам характер конкуренции сферы экономики. На сегодняшних, подвергающихся быстрым изменениям рынках услуг, сервисные компании-лидеры все реже предлагают покупателям продукты, мало отличающиеся друг от друга по своему качеству. При этом все выше ценятся способности менеджеров идентифицировать содержание и ценность сервисных продуктов, определить их отличительные характеристики и выработать такую систему их производства.
Коснемся зарубежного рынка услуг на примере Великобритании. Сфера услуг Великобритании традиционно сильно развита и является локомотивом всей экономики. На нее приходится около 2/3 ВВП королевства. Основную долю в ней (около 40%) занимают деловые и финансовые услуги. На долю государственных услуг приходится 35%, торговлю - 19%, гостиничные услуги - 5% всего рынка услуг.
Ведущее место сферы услуг Англии отражает высокие реальные доходы населения, а также соотношения между тратами на товары и услуги. Особенно выигрывают представители финансового сектора и сектора развлечений и туризма. Хотя некоторые услуги, например, общественный транспорт, прачечные и кинотеатры снизили удельный уровень доходов из-за перемещения в сторону собственных товаров, таких, как автомобили, стиральные машины и телевизоры, это помогло развиться обслуживающим секторам, которые продают и ремонтируют эти товары. Другие сектора сферы услуг, на которые традиционно большой спрос, включают отели, туризм, розничную торговлю, финансы и отдых. Множество других секторов, ранее занимающих незначительную долю рынка или не существовавших вовсе, теперь гораздо более значительные. Они включают производство компьютеров и программного обеспечения, рекламу, исследование рынка, проведение выставок, презентаций и конференций. В последнее время Великобритания также активно развивает сектор обучения иностранным языкам, в особенности английскому, среднего и высшего образования, привлекая иностранных студентов.
А. Н. Битюцких, Е. Н. Алимова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 6. Направления: 10. Современный потребительский рынок и сфера услуг 15. Товароведение. Технология питания и процессы пищевых производств, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 4744