Финансовые рынки играют ключевую роль в обеспечении сбалансированности и инновационного развития экономики. Регулирование представляет собой элемент конкурентоспособности финансовых рынков и национальной экономики в целом.
Регулирование финансовых рынков как элемент их конкурентоспособности можно охарактеризовать посредством следующих компонентов:
законодательство (охват, сложность, прозрачность, гибкость системы регулирования, соответствие принципам открытости и конкуренции);
регулирующие органы (сфера ответственности, централизован- ность, независимость, репутация, эффективность);
саморегулирование;
налогообложение (уровень налоговых ставок, наличие налоговых льгот и двусторонних соглашений с другими странами, сложность налоговой системы, степень эффективности и коррумпированности налогового администрирования);
судебная система и практика правоприменения;
корпоративное управление (защита прав миноритарных акционеров, финансовая прозрачность и раскрытие информации, наличие независимых директоров).
В последние годы в экономически развитых странах постепенно происходили изменения в области государственного управления. Государство перемещалось в центр событий в экономической и социальной сферах, но не в качестве регулятора, а как партнер и помощник в проводимых изменениях.
На переосмысление взгляда на роль государства смогли повлиять три основных фактора:
растущая производительность таких стран, как Китай, Тайвань, Южная Корея, чья национальная стратегия характеризовалась тесным сотрудничеством правительства с субъектами рыночной экономики (и даже вмешательством в экономическую сферу), причем ряд отраслей (с целью обеспечения ведущего положения в мире) там получали существенную государственную поддержку;
глобализация бизнеса, формирование сложных коалиций многонациональных корпораций, которые целенаправленно и избирательно поддерживались правительством;
возрастающее значение новых технологий, когда основной функцией государства должно стать стимулирование, направление структурных и технологических изменений, необходимых для успешного, опережающего и долговременного роста экономики, для получения выигрыша социумом в целом.
Увеличилось вмешательство государства в экономические процессы, в том числе с использованием инструментов и стимулов, основанных на рыночных технологиях и добровольно заключаемых соглашениях, государственно-частном партнерстве.
В результате степень государственного влияния на национальную экономику в целом и финансовый рынок в частности во всем мире существенно возросла, хотя его деятельность не всегда была эффективной. При этом происходило расширение функций государства с ориентацией на достижение равновесия между экономическим ростом и социальнополитической стабильностью, на построение государства всеобщего благосостояния.
В России качественно новым шагом стало регулирование на основе стратегий развития финансового рынка, разрабатываемых заинтересованными государственными ведомствами: на период 2006-2008 гг., на период 2008-2012 гг., на период до 2020 г.
В 2009 г. государственную поддержку получила идея создания в Москве международного финансового центра.
Стратегии развития финансовых центров имеют все признанные лидеры мировой финансовой системы: Нью-Йорк, Лондон, Гонконг, Цюрих. Большинство из них были обнародованы в 2007 г., первооткрывателем стал Нью-Йорк. Как правило, такие стратегии включают рейтинговую оценку мировых финансовых центров, анализ роли и места города как мирового финансового центра и его перспективы. Срок, на который рассчитаны стратегии - 2015 г.
Определяющими развитие российского финансового рынка являются следующие новеллы регулирования, вступившие в силу в 2011-2012 гг.:
Федеральный закон № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», а также 4 подзаконных акта и 5 информационных писем, уточняющих и обеспечивающих практическую реализацию закона;
обновленное положение о деятельности по организации торговли (приказ ФСФР России №10-78/пз-н), устанавливающее дополнительные требования к раскрытию информации об услугах фондовой биржи, о программном обеспечении и технических средствах проведения торгов;
Федеральный закон № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», устанавливающий правовые основы осуществления клиринга, требования к лицам, осуществляющим клиринг и функции центрального контрагента;
в 2011 г. к Федеральной службе по финансовым рынкам была присоединена Федеральная служба страхового надзора, что повлекло расширение компетенции ФСФР России за счет регулирующих и надзорных функций в сфере страхового дела, вместе с тем полномочия по нормативно-правовому регулированию финансовых рынков наряду с ФСФР России были предоставлены Министерству Финансов РФ.
ФСФР России был подготовлен и 20 июля 2011 г. размещен на официальном сайте с целью получения предложений и замечаний участников рынка перечень проектов нормативных правовых актов в сфере финансовых рынков, планируемых к принятию в 2011-2013 гг. Перечень включает проекты по следующим направлениям:
создание механизмов защиты прав владельцев облигаций: 1 законопроект, 3 проекта приказов;
совершенствование и упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг: 1 законопроект, 7 проектов приказов;
совершенствование регулирования деятельности по управлению инвестиционными фондами: 1 законопроект, 4 проекта приказов;
создание системы пруденциального надзора за рисками профессиональных участников: 1 законопроект, 11 проектов приказов;
создание центрального депозитария: 2 законопроекта, 7 проектов приказов;
совершенствование деятельности бирж и организаторов торговли: 1 законопроект, 12 проектов приказов;
секъюритизация финансовых активов и обеспечение исполнения финансовых обязательств: 2 законопроекта, 4 проекта приказов;
привлечение к ответственности членов органов управления хозяйственных обществ: 1 законопроект;
минимальный размер собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг: 1 законопроект, 1 проект приказа;
регулирование брокерской деятельности, управления ценными бумагами, инвестиционного консультирования: 1 законопроект, 5 проектов приказов;
реализация Федерального закона № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»: 22 проекта приказов;
налогообложение сделок репо и срочных контрактов: 2 проекта приказов;
В соответствии с Планом действий по присоединению Российской Федерации к Многостороннему меморандуму Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) 01.11.2011 разрабатываются законопроекты, касающиеся:
полномочий ФСФР России по получению документов и информации об операциях по счетам и вкладам юридических лиц и физических лиц;
обмена конфиденциальной информацией и информацией, составляющей банковскую тайну, между ФСФР России и иностранными регуляторами;
проведения ФСФР России и Банком России совместных проверок соблюдения Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком».
А В. Фирсова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 5. Направления: 7. Совершенствование учета, анализа и статистики современной экономики, 9. Банки, фондовый рынок и коллективные инвестиции, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1757