Необходимость совершенствования пенсионной системы России является актуальным на протяжении последних лет. Несмотря на проводимые реформы, дефицит бюджета Пенсионного фонда России растет, коэффициент замещения (отношение пенсии к заработной плате) снижается, а количество лиц, использующих добровольное пенсионное страхование, призванные исправить сложившуюся ситуацию, растет очень медленно.
Сегодня в качестве одной из основных причин непопулярности дополнительного (накопительного) пенсионного страхования в российских условиях специалисты называют недоверие населения к страховым организациям, связанное с долгосрочными инвестиционными вложениями, а также низкий уровень страховой культуры экономически активного населения, финансовая и пенсионная неграмотностью, и низкий уровень доходов. Как следствие пенсионный бизнес в РФ находится на начальном этапе становления и его развитие происходит медленными темпами.
Для демонстрации роли пенсионного страхования за рубежом рассмотрим распределение страховой премии по видам страхования жизни в странах с развитым пенсионным бизнесом. Так, в Великобритании, по данным журнала Sigma, выпускаемого Swiss Re - крупнейшего мирового перестраховщика, доля страховых премий, отчисляемая на пенсионное страхование постоянно возрастает и в 2010 г. составила 83%. В США половина всех страховых премий по страхованию жизни принадлежит именно пенсионному страхованию - аннуитетам - 51%. В Германии с 1995 г. по 2010 г. доля данных премий выросла с 6% до 33% - т.е. треть поступлений от страховых премий. Цифры говорят за себя - пенсионному страхованию за рубежом уделяют большое внимание и главенствующую роль в страховании жизни.
В России данный показатель составляет 6-8%. Таким образом, пенсионный бизнес в России находится на этапе становления и ему следует уделять особое внимание со стороны государства, в том числе через систему макроэкономического регулирования, под ней подразумевается снижение уровня инфляции, рост благосостояния граждан, льготное налоговое регулирование для пенсионных фондов.
Добровольной корпоративное пенсионное страхование является важной основой проведения социальной политики, управления персоналом и конкуренции между предприятиями за качественных наемных работников.
Помимо этого, негосударственные пенсионные фонды в развитых странах являются важнейшими коллективными инвесторами, привлекающими средства индивидуальных вкладчиков и осуществляющими инвестиции в ценные бумаги в рамках выполнения социально-значимых функций .
При прочих равных условиях, продукты пенсионного бизнеса составляет важную часть портфеля услуг финансового супермаркета и представляют «живой» интерес для клиентской базы. Как было уже доказано система негосударственного пенсионного обеспечения - это масштабный и социально значимый элемент экономики, стратегической целью которой является создание финансовой и организационной основы для повышения уровня пенсионного обеспечения сверх уровня замещения заработной платы, обеспечиваемого системой .
НПФ, реализуя свои основные полномочия по сохранению и приумножению вложений граждан, являются прямым участником долгосрочных коллективных инвестиций. Инвестиционная функция накопительной пенсионной системы играет первостепенную роль прежде всего для фон- дообеспечения самих программ. Однако здесь присутствует ряд проблем.
Рассматриваю проблему пенсионного бизнеса изнутри, важно отметить факт, что в условиях российской реалии, накопления граждан в пенсионных фондах в части добровольного страхования очень быстро обесцениваются: использование краткосрочных инвестиционных инструментов пенсионными фондами не успевает перекрыть реальную инфляцию в стране. Население откладывает на добровольное пенсионное страхование незначительные суммы для долгосрочных инвестиционных вложений, вследствие этого рушатся устои пенсионного страхования.
Для развития пенсионного бизнеса необходимо обратить внимания на возможность инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов. Хочется отметить проблему диверсификации инвестиционного портфеля: долгосрочный инвестиционный потенциал НПФ не реализуется в полной мере - фактически управляющие компании преобразуют долгосрочные ресурсы НПФ в краткосрочные активы (почти 70% активов НПФ размещаются на срок менее 1 года). Поэтому, в первую очередь необходимо стимулировать пенсионные фонды вкладываться в долгосрочные бумаги с достаточно высоким инвестиционным доходом (например, государственные ценные бумаги), т.е. делать «длинные» деньги с целью кратного увеличения вложений граждан и увеличения страховых выплат.
Российские НПФ, согласно законодательству, могут инвестировать вклады в сферы бизнеса, максимально надежны и четко оговорены законодательством. В связи спецификой инструментов инвестирования НПФ работают одновременно и на экономику нашей страны, являясь поставщиками долгосрочных финансовых ресурсов, и на интересы ее граждан .
В целях преодоления проблем, дальнейшего поступательного развития пенсионного бизнеса в стране, для повышения конкурентоспособности НПФ возможно применение концепции финансового супермаркета.
В рамках концепции финансового супермаркета следует высоко ценить роль пенсионной системы в формировании единого пространства финансовых ресурсов. В проводимых государством реформах решающая роль в улучшении материального положения нетрудоспособных членов общества отводилась негосударственным пенсионным фондам. НПФ выступают в роли аккумуляторов сбережений населения для осуществления долгосрочных инвестиций и тем самым служат эффективным стабилизатором экономики страны. Как видно из мирового опыта, негосударственные пенсионные фонды играют важную роль и с точки зрения обеспечения устойчивого функционирования финансовых рынков (долгового рынка, рынка долевого финансирования). Увеличение активов институциональных инвесторов способствует замещению краткосрочных источников предложения финансовых средств долгосрочными, помогает уменьшить рыночные риски инвестирования.
Рекомендации по совершенствованию системы негосударственного пенсионного страхования.
Расширить инвестиционный портфель для НПФ. Ввести государственные инфраструктурные облигации, деньги от размещения которых будут направлены в инфраструктуру России, в крупные долгосрочные инвестиционные проекты, доходность по которым сможет перекрывать реальный темпы инфляции.
Стимулировать население и НПФ делать «длинные» деньги. Повысить пенсионную культуру населения, чтобы они осознавали необходимость долгосрочных инвестиционных вложений и не переводили средства из одного фонда в другой (тем самым подталкивая НПФ вкладываться в более ликвидные бумаги), ориентируясь на квартальные отчеты деятельности своих НПФ.
Повышать социальную значимость добровольного пенсионного законодательства через активную рекламную кампанию, тем самым преодолевая недоверия граждан к негосударственным пенсионным фондам.
В рамках функционирования финансового супермаркета, допуск к пенсионным услугам только надежных банков с большим опытом работы в этой сфере, т.е. нужно устанавливать критерии оценки и надежности именно с точки зрения возможности долговременного выполнения обязательств.
А. А. Таранов
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
(Москва)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 5. Направления: 7. Совершенствование учета, анализа и статистики современной экономики, 9. Банки, фондовый рынок и коллективные инвестиции, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1342