Принятие на себя кредитного риска - это неотъемлемая часть банковской деятельности. Банкиры обычно получают существенную часть своего дохода в качестве компенсации за то, что несут такой риск. В этом отношении банки действительно ищут кредитный риск и рассматривают его как необходимую часть ведения своего бизнеса.
Риск дефолта (кредитный риск) - риск того, что компания или частное лицо будет неспособно произвести необходимые платежи по своим долговым обязательствам.
Согласно данным сайта ЦБ РФ общее оживление экономики привело к восстановлению платежеспособности предприятий и граждан и возобновлению спроса на банковские кредиты. В связи с этим наблюдается рост как розничных, так и корпоративных кредитов.
В кредитном портфеле банков основной удельный вес по-прежнему приходится на кредиты, предоставленные нефинансовым организациям.
Таким образом, видно, что в структуре банковских активов значительное место занимают кредиты юридическим лицам около 40% . Удельный вес просроченной задолженности в общем объеме выданных кредитов за 2010 г. составил 4,7%.
Уровень кредитного риска российских банков по-прежнему определялся в первую очередь качеством кредитов нефинансовым организациям, на долю которых на 01.01.2011 г. приходилось 63,5% общего объема выданных кредитов. Удельный вес просроченной задолженности по кредитам нефинансовым организациям за год снизился с 6,1 до 5,3%.
Несмотря на снижение доли просроченной задолженности, необходимость снижения кредитного риска остается одной из главных задач российских банков.
Некоторые способы снижения кредитного риска банком по кредиту, выданному организации:
невозобновление существующих ссуд или сокращения кредитования организации;
банк может продать часть ссуд организации другим кредиторам непосредственно на вторичном рынке ссуд, если предположить, что рынок достаточно развит;
банк может добавить некоторые из тех ссуд в пул, чтобы осуществить секьюритизацию и эффективно продать ссуды инвесторам на рынке ценных бумаг, обеспеченных активами .
Как правило, продажа ссуды на вторичном рынке требует, чтобы должник был уведомлен о переходе прав кредитора к другому лицу, хотя его согласия на это обычно не требуется. Тот же самый принцип обычно применяется к секьюритизации ссуд. Однако заемщики не всегда встречают такие уведомления с энтузиазмом, поскольку рассматривают это как акт недоверия к ним со стороны банка, т.е. банк теряет клиента. Таким образом, традиционные способы передачи кредитного риска имеют свои ограничения. Чаще всего это статичные инструменты, они зачастую требуют согласия заемщика на переуступку долга; обычно привязаны к конкретной сделке; не существуют отдельно от обязательства и перестают существовать с прекращением срока самого обязательства.
Для решения данной проблемы можно рассмотреть механизм работы кредитного дефолтного свопа.
Кредитный дефолтный своп (кредитный своп, дефолтный своп) представляет собой двусторонний финансовый контракт, по которому одна сторона (покупатель кредитной защиты) производит периодические выплаты другой стороне (продавцу кредитной защиты) в обмен на платеж, обусловленный наступлением кредитного случая по указанному активу указанного предприятия .
Покупатель защиты в течение срока действия сделки периодически выплачивает продавцу защиты суммы вознаграждения. Продавец защиты производит платеж в пользу покупателя защиты лишь в строго определенных случаях: снижение рейтинга заемщика, банкротство, реструктуризация долга. Вслед за этим действие соглашения прекращается.
Кредитный дефолтный своп в форме ценной бумаги, которую можно перепродавать решает сразу несколько задач:
кредитные риски отделяются от возможности получать проценты по выданным кредитам;
так как риск взят на себя другой структурой, размораживаются банковские резервы на случай невозвратов. Размер таких резервов в зависимости от качества заемщика составляют от 1% до 100%.
Другими словами, банки могут использовать дефолтные свопы для управления капиталом или риском концентрации. Покупка дефолтных свопов позволяет банкам вывести за баланс неблагоприятные с точки зрения концентрации кредиты, улучшая тем самым структуру банковского кредитного портфеля. Списание части кредитов за баланс дает банкам возможность освободить свои кредитные линии.
Но кроме этих положительных моментов кредитные деривативы обладают рядом недостатков. Во-первых, при покупке такой «страховки» банки несут значительные издержки, которые могут составлять от 1-2% до десятков процентов от стоимости застрахованного кредита. Во-вторых, обращаясь к западному, опыту использования кредитных дефолтных свопов, видно, что необходимо более строгое регулирование обращения этих инструментов. Дефолтные свопы обращаются вне биржи, нерегулируемый статус позволяет покупать и продавать этот дериватив не на бирже,
а в частном порядке. Выплаты возмещения ущерба в случае дефолта никем не гарантируются, а даже при наличии доброй воли страхователя его собственного капитала для выплат может не хватить, так как отсутствуют юридические требования по наличию у эмитента свопа каких-либо ликвидных активов, соответствующих возможным обязательствам .
Процесс внедрения кредитных деривативов на российском финансовом рынке проходит медленно. Один из факторов низкого уровня управления банковскими рисками в России - отсутствие развитого и стабильного рынка производных финансовых инструментов. Ощущается как недостаток методологии применения производного инструментария, так и дефицит квалифицированных кадров, способных им воспользоваться. В этих условиях кредитные деривативы могут оказать существенное влияние не только как инструмент минимизации рисков, но и повысить эффективность банковского кредитования в целом.
Таким образом, внедрение кредитных дефолтных свопов в России сможет снизить кредитные риски банков, высвободить значительную часть банковских резервов. Для банка-кредитора, это, во-первых, возможность рефинансирования выданного кредита и диверсификации, «распыления» кредитных рисков на сторонних инвесторов, во-вторых, получение возможности оперативно рефинансировать кредитный портфель и мобильно управлять ликвидностью. Но данная мера требует введения строгих правил регулирования рынка кредитных свопов, создания специальных регуляторов, детального рассмотрения западного опыта обращения данных инструментов.
Е. К. Подкорытова, Т. Д. Сиколенко
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 5. Направления: 7. Совершенствование учета, анализа и статистики современной экономики, 9. Банки, фондовый рынок и коллективные инвестиции, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2259