СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Затраты коммерческих банков на противодействие отмыванию

Коммерческие банки, как и любые другие коммерческие организации, создаются и действуют с основной целью извлечения предпринимательской прибыли. Согласно действующему законодательству, эти организации обязаны выполнять ряд не свойственных коммерческим организациям задач, в частности, осуществлять меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем и финансированию терроризма (далее ПОД/ФТ). Существенные расходы, связанные с выполнением этих обязанностей, возложены законодателем на сами коммерческие организации. Для выявления уровня затрат коммерческих банков, связанных с выполнением указанного законодательства, автором было проведено анкетирование и серия устных опросов должностных лиц коммерческих банков, имеющих прямую обязанность обеспечивать выполнение требований указанного законодательства.

Кредитные организации для выполнения законодательства о ПОД/ФТ, несут расходы, связанные со следующими нормативно установленными обязанностями.

В соответствии с положением ЦБ РФ от 29 августа 2008 г. № 321-П, кредитные организации обязаны информировать ЦБ РФ об определенной категории операций посредством отправки отчета в виде электронного (в исключительных случаях машинописного) сообщения . Большое количество сообщений, их объем и сложность требований стандарта заполнения установленных форм (только количество заполняемых полей для каждого сообщения составляет 274) обусловливает необходимость содержания в штате каждого подразделения коммерческого банка, включая дополнительные офисы, специалиста по составлению таких сообщений и ведению переписки с подразделениями ЦБ РФ и другими контролирующими организациями. В крупных подразделениях кредитных организаций с потоком формируемых и отправляемых сообщений зачастую могут справиться только целые отделы, уполномоченные производить контроль в данной сфере, состоящие из нескольких работников. Выполняя обязанности, предусмотренные данными нормами, коммерческие банки вынуждены нести постоянные расходы связанные с оплатой труда профессионалов, выполняющих данную категорию задач.

Также представители контролирующих органов и организаций, имеющих полномочия по императивному воздействию на кредитные организации (Банк России, Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам РФ), настоятельно рекомендуют установку в кредитных организациях пакета компьютерного программного обеспечения по формированию и направлению электронных сообщений, распространяемо неким ЗАО «Комита». Приобретение и содержание данного программного обеспечения также обеспечивается за счет средств кредитных организаций.

Расходы коммерческих банков, связанные с выполнением требований рассматриваемого законодательства, не ограничиваются содержанием штата специально подготовленных должностных лиц и приобретением соответствующего программного обеспечения. Так Указанием ЦБ РФ от 09.08.2004 г. № 1458-У установлены требования, определяющие обязанности каждого должностного лица коммерческого банка по прохождению программы обучения по ПОД/ФТ.

В программу обучения по ПОД/ФТ включаются: порядок проведения обучения и его формы (в частности, вводный (первичный) инструктаж, целевой (внеплановый) инструктаж, повышение квалификации (плановый инструктаж), ознакомление с мерами, которые необходимо предпринимать в соответствии с нормативными правовыми и иными актами

Российской Федерации в области ПОД/ФТ и утвержденными в кредитной организации правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и программами его осуществления при исполнении трудовых обязанностей, порядок проверки знаний работников кредитной организации по ПОД/ФТ . Таким образом обязанности по контролю за «подозрительными» операциями ложатся на каждое должностное лицо кредитной организации, от директора до операциониста. В связи с этой обязанностью коммерческие банки несут прямые финансовые затраты по подготовке, обучению, повышению квалификации всего персонала организации и косвенные затраты, связанные с занятием рабочего времени многочисленными плановыми и внеплановыми инструктажами, проверками знаний, составлением документации.

Расчет расходов коммерческих банков, связанных с затратами рабочего времени должностных лиц, мы предлагаем производить по формуле:

(Р1 Х T1 X Q1) + (Р2 X T2 X Q2) + (Рп X Tn X Q„)

где P1 - размер среднемесячной заработной платы работника категории 1; T1 - доля рабочего времени должностного лица категории 1, занимаемого выполнением обязанностей, предусмотренных законодательством

о ПОД/ФТ; Q1 - количество должностных лиц категории 1 в рассматриваемом подразделении коммерческого банка.

В соответствии с законодательством о ПОД/ФТ, кредитные организации обязаны идентифицировать клиента, совершающего операции на сумму от 15 000 р., его представителя и выгодоприобретателя (при наличии) и хранить информацию о них. Это также влечет существенные затраты рабочего времени работников кредитных организаций - даже при самых распространенных операциях (например, при перечислении средств по оплате коммунальных услуг на указанную сумму и свыше) количество действий операциониста по зачислению указанной денежной суммы возрастает с 3 до 9. Анкета (досье) клиента подлежит хранению в кредитной организации не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом (установить этот момент практически невозможно), что также требует определенных затрат.

Кроме того, данное положение законодательства не выполняет своей задачи по созданию определенного общественного блага, так как контроля довольно легко избежать, поделив платеж на несколько частей, каждая из которых не будет превышать 15 000 р. (что является распространенной практикой и происходит не только по инициативе клиента, но и самих должностных лиц кредитных организаций).

Существенной проблемой увеличения затрат представители кредитных организаций считают фактическую возможность применения мер юридической ответственности до 3 раз за одно нарушение всеми тремя надзорными ведомствами - ЦБ РФ, ФСФР РФ, ФСФМ РФ, что нарушает конституционные требования и также влечет необоснованные затраты в виде лишений имущественного характера.

Проведенным анализом установлено, что должностные лица подавляющего большинства кредитных организаций считают, что затраты кредитных организаций, связанные с ПОД/ФТ (составляющие до 20% от общих затрат на оплату труда работников) должны быть включены в расходную часть федерального бюджета РФ. Коммерческим кредитным организациям не свойственно выполнение общественно значимых задач по борьбе с правонарушениями, это обязанность правоохранительных органов государства, поэтому затраты, связанные с выявлением нарушений, совершаемых клиентами кредитных организаций и с их профилактикой, должны быть возложены на государственные фонды. В противном случае кредитные организации вынуждены включать данные существенные расходы в себестоимость своих услуг, за счет чего растет цена банковских услуг, в том числе кредитных продуктов, для населения и субъектов предпринимательства, что сказывается на падении конкурентоспособности данных услуг. Представители кредитных организаций считают, что в условиях глобализации экономики и интеграции России в мировое финансово-экономическое пространство это недопустимо.




А. В. Ляликов Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 5. Направления: 7. Совершенствование учета, анализа и статистики современной экономики, 9. Банки, фондовый рынок и коллективные инвестиции, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Кадастровый учет недвижимости, кадастровые инженеры': 842