СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Затраты кредитных организаций по выполнению требований законодательства в противодействии отмыванию доходов, приобретенных преступным путем

Для выявления уровня затрат субъектов экономической деятельности, связанных с выполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, и финансированию терроризма (далее ПОД/ФТ) автором было проведено анкетирование и серия устных опросов лиц, имеющих прямую обязанность обеспечивать выполнение требований указанного законодательства.

Кредитные организации для выполнения законодательства о ПОД/ФТ, несут расходы, выполняя следующие действия.

В соответствии с положением ЦБ РФ от 29 августа 2008 г. № 321-П, кредитные организации обязаны информировать ЦБ РФ об определенной категории операций посредством отправки отчета в виде электронного сообщения. Существенной проблемой должностные лица коммерческих банков считают большой объем и сложность требований стандарта заполнения такого сообщения - только количество заполняемых полей составляет 274. Кроме того сложен и продолжителен по времени алгоритм выполнения формирования и передачи такого сообщения. Должностное лицо обязано составить текст сообщения, безошибочно и точно заполнить специальные поля стандартного электронного бланка, проверить правильность заполнения, исправить возможные ошибки, отправить сообщение адресату.

Данные факты обусловливают необходимость содержания в штате каждого подразделения кредитной организации, включая дополнительные офисы, специалиста по составлению таких сообщений и ведению переписки с подразделениями ЦБ РФ и другими контролирующими организациями. В крупных подразделениях кредитных организаций с потоком формируемых и отправляемых сообщений зачастую могут справиться только целые отделы, уполномоченные производить контроль в данной сфере, состоящие из нескольких работников.

Также представители контролирующих органов и организаций, имеющих полномочия по императивному воздействию на кредитные организации (Банк России, Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам РФ), настоятельно рекомендуют установку в кредитных организациях пакета компьютерного программного обеспечения по формированию и направлению электронных сообщений, распространяемо неким ЗАО «Комита». Приобретение и содержание данного программного обеспечения также обеспечивается за счет средств кредитных организаций.

Согласно рекомендациям ФСФМ РФ, кредитная организация предоставляет сообщения в электронном виде посредством сети Интернет. Не смотря на периодически происходящие сбои в работе компаний, предоставляющих услуги коммерческим банкам по доступу к этой сети, должностные лица ФСФМ РФ настоятельно требуют предоставления сообщений лишь в электронном виде и только в исключительных случаях предоставляют право должностным лицам коммерческих банков представлять сообщения в печатном виде. Проблема заключается в законодательно установленной обязанности (под угрозой юридического наказания) соблюдать срочность отправки сообщений - сообщение должно быть отправлено строго в день осуществления операции до окончания рабочего дня подразделения контролирующего органа, как показывает практика, сообщения принимаются до 16:45 в рабочие дни. В случае опоздания отправки сообщения даже на несколько минут от указанного срока, кредитная организация неотвратимо привлекается к юридической ответственности. Так как процесс заполнения формы сообщения является трудоемким и продолжительным по времени (в среднем от 1 до 2,5 часов, в зависимости от опыта работы заполняющего), должностные лица коммерческих банков для страховки от опозданий подачи электронного сообщения, стараются не выполнять операции, требующие контроля, после 14:00 часов, а в случае вероятности технического сбоя работы сети Интернет - после 13:00 часов, предусматривая время на распечатку текста сообщения на бумажный носитель и на доставку до расположения подразделения контролирующего органа. Вследствие этого нередко кредитная организация несет убытки, связанные с неполучением прибыли от операций, подлежащих контролю, страхуясь от вероятности привлечения к юридической ответственности. Парадоксальность ситуации заключается в том, что контролирующие органы сами не успевают обработать массив поступающей информации от кредитных организаций и оперативно использовать информацию в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем и финансированию терроризма. По сведениям, имеющимся у должностных лиц, обеспечивающих передачу информации для обязательного контроля, контролирующие органы реально начинают работать с информацией не раньше нескольких месяцев после поступления сообщения.

Расходы коммерческих банков, связанные с выполнением требований рассматриваемого законодательства, не ограничиваются содержанием специально подготовленных должностных лиц и приобретением соответствующего программного обеспечения. Так Указанием ЦБ РФ от 09.08.2004 г. № 1458-У установлены требования, определяющие обязанности каждого должностного лица коммерческого банка по прохождению программы обучения по ПОД/ФТ.

В программу обучения по ПОД/ФТ включаются: порядок проведения обучения и его формы (в частности, вводный (первичный) инструктаж, целевой (внеплановый) инструктаж, повышение квалификации (плановый инструктаж), ознакомление с мерами, которые необходимо предпринимать в соответствии с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области ПОД/ФТ и утвержденными в кредитной организации правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и программами его осуществления при исполнении трудовых обязанностей, порядок проверки знаний работников кредитной организации по ПОД/ФТ. Таким образом обязанности по контролю за «подозрительными» операциями ложатся на каждое должностное лицо кредитной организации, от директора до операциониста.

В соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, кредитные организации обязаны идентифицировать клиента, совершающего операции на сумму от 15 000 р. и выгодоприобретателя и хранить информацию о нем. Это также влечет существенные временные затраты работников кредитных организаций - даже при самых банальных операциях (например, при оплате коммунальных услуг на указанную сумму и свыше) количество действий операциониста по зачислению указанной денежной суммы возрастает с 3 до 9. Анкета (досье) клиента подлежит хранению в кредитной организации не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом (установить этот момент практически невозможно), что также требует определенных затрат.

Кроме того, данное положение законодательства не выполняет своей задачи, так как контроля довольно легко избежать, поделив платеж на несколько частей, каждая из которых не будет превышать 15 000 р. (что является распространенной практикой), что происходит не только по инициативе клиента, но и самих должностных лиц кредитных организаций.

Отдельную статью затрат кредитных организаций составляет выполнение обязанности по выявлению наличия статуса иностранного публичного должностного лица у клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя.

Существенной проблемой представители кредитных организаций считают фактическую возможность применения мер юридической ответственности до 3 раз за одно нарушение всеми тремя надзорными ведомствами - ЦБ РФ, ФСФР РФ, ФСФМ РФ, что нарушает конституционные требования и также влечет необоснованные затраты.

Проведенным анализом установлено, что должностные лица подавляющего большинства кредитных организаций считают, что затраты кредитных организаций, связанные с ПОД/ФТ (составляющие до 20% от общих затрат на оплату труда работников) должны быть включены в расходную часть федерального бюджета РФ. Коммерческим кредитным организациям не свойственно выполнение общественных задач по борьбе с правонарушителями, это обязанность правоохранительных органов государства, поэтому затраты, связанные с выявлением нарушений, совершаемых клиентами кредитных организаций и с их профилактикой, должны быть возложены на государственные фонды. В противном случае кредитные организации вынуждены включать данные существенные расходы в себестоимость своих услуг, за счет чего растет цена кредитных продуктов для населения и субъектов предпринимательства, что сказывается на падении конкурентоспособности данных услуг. Представители кредитных организаций считают, что в условиях глобализации экономики и интеграции России в мировое финансово-экономическое пространство это недопустимо.




А. В. Ляликов Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 5. Направления: 7. Совершенствование учета, анализа и статистики современной экономики, 9. Банки, фондовый рынок и коллективные инвестиции, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Кадастровый учет недвижимости, кадастровые инженеры': 842