СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Системный подход к исследованию моделей стратегического поведения коммерческих банков Уральского региона

Эмпирическое исследование особенностей стратегического поведения коммерческих банков Уральского региона должно быть основано на системном подходе к анализу рассматриваемого типа отраслевого рынка. Адаптация системного подхода к изучению отраслевых рынков («Гарвардской парадигмы») к задачам исследования позволила разработать следующую концептуальную схему анализа структурных и поведенческих параметров функционирования рынка банковских услуг Уральского региона (см. рисунок).

В российском банковском секторе прослеживается стратегическая тенденция концентрации банковских активов: укрупнение банков, сокращение их общего количества, в том числе за счет вытеснения «мелких» региональных банков крупными федеральными и региональными кредитными организациями (стратегия интеграционного роста).

Однако для выявления типа рыночной структуры необходимо оценить уровень концентрации на различных сегментах исследуемого рынка. Анализ показателей концентрации на рынке кредитования Уральского региона свидетельствует об увеличении степени концентрации, а также о неравномерности концентрации: так монопольная власть крупных банков выше в сегменте корпоративного кредитования.

Продукт банков Уральского региона является дифференцированным. В рамках ключевых сегментов банковского рынка наблюдается растущая дифференциация продукта, проявляющаяся в повышении качества обслуживания, ассортименте дополнительных услуг клиентам, числе и удобстве расположения филиалов и дополнительных офисов банков. Так, разветвленная сеть отделений Сбербанка РФ дает ему огромную монопольную власть над потребителем, особенно, если на локальном географическом рынке нет близких заменителей его услугам. По мере роста автоматизации работы банковской системы и перехода к электронному докумен

тообороту данный фактор становится менее значимым, но на отдельных сегментах розничных банковских услуг он остается достаточно весомым.

Важным видом дифференциации можно считать качество продукта, которое применительно к рынку банковских услуг часто трактуется как степень надежности и стабильности функционирования кредитной организации. Однако, объективно оценить данный параметр для большинства клиентов достаточно сложно, в результате при оценке они опираются на субъективный имидж кредитной организации, формируемый рекламой, PR-акциями, а также банковскими рейтингами, публикуемыми в средствах массовой информации.

Основными барьерами входа-выхода на исследуемый отраслевой рынок являются институциональные и социально-экономические барьеры.

Базовые условия

Предложение: Спрос:

ресурсы (доступность и стоимость); ценовая эластичность и эластичность спроса по

наличие специфических активов и специфических доходу;

инвестиций; наличие товаров-заменителей;

тип продукта; структура спроса;

технология; тип маркетинга (способ покупки и т.п.);

эффект масштаба и эффект разнообразия цикличность и темпы роста спроса

-J L

Структура рынка

количество и характеристики банков; количество и характеристики клиентов; характер продукта (степень дифференциации); размер типичного банка на рынке; барьеры входа-выхода на рынок;

полнота и доступность информации о рыночных процессах

Поведение банков на рынке

цели и стратегии банков;

продуктовая политика (выбор продукта и его

разнообразие);

оптимальный объем продаж;

ценовая политика;

расходы на рекламу и инновации;

формы взаимодействия банков (отношения с

конкурентами);

отношения с клиентами;

отношения с государством

Государственная политика

налогообложение; нормы обязательного резервирования; страхование вкладов; субсидирование (кредиты ЦБ РФ); регулирование финансового рынка (правила предоставления кредитов, привлечения депозитов и т.д.) требования ЦБ РФ к созданию, отчетности банков; антимонопольное регулирование; контроль цен (ставка

рефинансирования); регулирование барьеров и поддержка конкуренции на отраслевом рынке

Результативность функционирования рынка

эффективность продукта (качество, степень удовлетворенности спроса); эффективность распределения ресурсов (аллокативная эффективность); технологическая эффективность (принцип минимизации издержек); прогрессивность банковских технологий (динамическая эффективность); прибыльность банка и отраслевого рынка (финансовая эффективность); социальная эффективность (гармонизация интересов общества и бизнеса); соблюдение принципов добросовестной конкуренции

Концептуальная схема анализа структурных и поведенческих параметров функционирования рынка банковских услуг

К первой группе барьеров можно отнести необходимость получения лицензии на осуществление банковских операций, требование о минимальном размере капитала регистрирующейся организации и т.п. Помимо институциональных барьеров, можно выделить наиболее значимые социально-экономические барьеры, препятствующие свободному входу на рынок: преимущество низких средних издержек, обусловленное экономией на масштабе: банки, имеющие доступ к дешевым финансовым ресурсам сокращают свои средние издержки и могут предоставлять кредиты под более низкие процентные ставки.

Существуют и стратегические барьеры, формируемые самими кредитными организациями, например, стратегические инвестиции, вложенные лидерами рынка в создание и развитие филиальной сети, в рекламу и PR-компании в СМИ, в формирование имиджа и бренда банка и др.

Таким образом, рынок банковских услуг Уральского региона по совокупности ключевых параметров может быть классифицирован как рынок монополистической конкуренции. Однако объективная оценка типа отраслевого рынка связана с анализом локальных (местных) рынков и отдельных рыночных сегментов. Так, территориальный разрез рынка банковских услуг Уральского региона может дать различные результаты идентификации типа отраслевой структуры: например, рынок г. Екатеринбурга по своим характеристикам тяготеет к рынку монополистической конкуренции, а локальные рынки небольших городов и поселков городского типа, зачастую представляют собой олигополию.

При анализе отдельных сегментов банковского рынка Уральского региона наблюдается аналогичная ситуация: уровень концентрации на рынках депозитов и кредитов существенно отличается от степени концентрации банковских активов. Таким образом, указанные сегменты исследуемого отраслевого рынка позволяют идентифицировать их как рынок доминирующей(-их) фирмы (фирм) в конкурентном окружении, для которого характерны различные типы поведения фирмы-лидера и «фирм- аутсайдеров».

Определение модели поведения банков на рынке банковских услуг Уральского региона связано с определением возможности осуществления стратегического поведения отдельными «игроками» и выявлением типа стратегического поведения.

Проведенный анализ свидетельствует об использовании банками Уральского региона инструментов стратегического поведения с преобладанием стратегии следования за ценовым лидером (модель Форхаймера). Лидер рынка - Сбербанк - является ориентиром для других банков, которые подстраивают свои процентные ставки под ценовую политику лидера. В итоге средние и мелкие банки вынуждены осваивать новые рынки и расширять спектр услуг, чтобы компенсировать потери прибыли и противостоять давлению со стороны лидера.

Основной причиной доминирования Сбербанка является преимущество в издержках, поэтому выигрывает лидер рынка за счет ценовой конкуренции. Вместе с тем, ценовое лидерство Сбербанка неабсолютно: так по некоторым типам пассивных операций более высокие процентные ставки устанавливают региональные коммерческие банки.

Основными конкурентными преимуществами региональных коммерческих банков являются неценовые параметры, например, гибкость, относительно низкие постоянные издержки, более высокая дифференциация продукта (клиентоориентированность). Все более активно региональные коммерческие банки начинают соперничать с лидером в части таких компетенций, как представленность в регионах (создание филиалов и открытие дополнительных офисов), репутация (длительность существования на рынке, привлекательный имидж, эффективный бренд), оптимизация бизнес-процессов (использование информационных систем, реинжиниринг бизнес-процессов и т.д.).




Е. В. Алексенко, С. Н. Смирных Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 5. Направления: 7. Совершенствование учета, анализа и статистики современной экономики, 9. Банки, фондовый рынок и коллективные инвестиции, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Кадастровый учет недвижимости, кадастровые инженеры': 842