Проблема бюджетного планирования является одной из остро стоящих проблем на сегодняшний день. Благодаря бюджетному планированию обеспечивается сбалансированность народно-хозяйственных и межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования ресурсов. Планирование необходимо для обеспечения координации социального и экономического развития государства на основе бюджетной политики, прогнозирования объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий и определения возможностей по реализации различных мер. Более наглядно проблемы бюджетного планирования можно выявить путем анализа уже исполненного бюджета по заключениям федеральных органов власти с изначальной версией плановых показателей. Федеральный бюджет 2010 г. - последний бюджет, официальные результаты исполнения которого уже известны и опубликованы в виде законов.
Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЭ «О федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.» устанавливает основные показатели на 2010 год. В течение 2010 г. принятием двух законов (от 23 июля 2010 г. № 185-ФЗ и от 3 ноября 2010 г. № 278-ФЗ) в первоначальный бюджет вносились изменения.
В декабре 2009 г. были установлены следующие основные характеристики федерального бюджета на 2010 г.:
прогнозируемый объем ВВП в размере 43187 млрд р.; уровень инфляции, не превышающий 10,0%; общий объем доходов в сумме 6950,0 млрд р.; общий объем расходов в сумме 9886,9 млрд р.; дефицит федерального бюджета в сумме 2936,9 млрд р. Федеральным законом от 7 октября 2011 г. № 272-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2010 г» утвержден отчет об исполнении бюджета. Рассматривая этот закон и утвержденный бюджет, можно проанализировать ход исполнения бюджета и достижения поставленных показателей.
Отчет об исполнении федерального бюджета за 2010 г. утвержден по доходам в сумме 8 305,4 млрд р. (что на 1 355,4 млрд р., или на 19,5%, больше показателя, установленного законом о бюджете), по расходам в сумме 10 117,5 млрд р. (что на 230,6 млрд р., или на 1,02%, больше планового показателя) с превышением расходов над доходами (дефицитом) в сумме 1 812,0 млрд р. (рисунок 1).
Исполнение федерального бюджета в 2010 г. происходило в условиях восстановления экономического роста, благоприятной и стабильной ценовой конъюнктуры для основных товаров российского экспорта.
В 2010 г. инфляция на потребительском рынке сохранилась на уровне 2009 г. и составила 8,8% (декабрь к декабрю) - меньше на 1,2% значения, установленного в первоначальном бюджете, однако на 0,8 про
центного пункта выше предельного уровня, зафиксированного после внесения изменений в июле.
По отчету и результатам проверки Счетной палаты, доходы федерального бюджета в 2010 г. оказались на 19,5%, больше прогнозируемого объема доходов. Налоговые доходы составили 105,3% суммы, рассчитанной исходя из показателей уточненного прогноза к Федеральному бюджету, неналоговые доходы - 105,6%. Доли безвозмездных поступлений и целевых отчислений от всероссийских государственных лотерей составляют менее 0,1%. Доходы федерального бюджета в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличились на 967,7 млрд р.
Анализ исполнения основных плановых показателей федерального бюджета
9886,9 10117
II II Я*
Рисунок 1. Анализ исполнения основных плановых показателей федерального бюджета
Из рисунка 2 видно, что налоговые налоги составляют большую часть доходов федерального бюджета. Говоря о планировании, стоит отметить, что реальные показатели практически на 20% выше прогнозируемых. Такие серьезные расхождения с ожидаемыми показателями доходов не позволяют более эффективно планировать расходы и искать средства для покрытия дефицита.
Налоги - основной источник доходов бюджета России. При анализе доходов федерального бюджета было выявлено, что на формирование его доходной части в 2010 г. повлияли такие изменения законодательства, как повышение ставок акцизов на табачные изделия, увеличение размеров государственной пошлины за совершение юридически значимых действий и др.
Итак, исходя из имеющихся данных, видно, что фактические доходы превысили плановые показатели. С одной стороны, это результат вышеперечисленных мероприятий, с другой - это может свидетельствовать о выходе бизнеса из кризиса, о развитии предпринимательства, ведь именно налоги на прибыль организаций и на имущество составляют значительную часть налоговых доходов бюджета. Рост налогов свидетельствует об увеличении полученной прибыли, прибыль - об увеличении количества продаваемых товаров и предоставляемых услуг, что, в свою очередь, является показателем экономического роста.
Расходы федерального бюджета были утверждены в сумме 9 886,0 млрд р. В течение года федеральными законами изменения вносились по всем 11 разделам и по 73 из 90 подразделам классификации расходов, и в итоге по отчету расходы федерального бюджета исполнены в сумме 10 117,4 млрд р., что на 230,6 млрд р., или на 1,02% больше утвержденных расходов федерального бюджета.
Наибольшее увеличение расходов федерального бюджета произведено по разделам:
«межбюджетные трансферты» - для покрытия дефицита ПФР, фонда национального благосостояния - около 200 млрд р.;
«национальная экономика» - на обеспечение жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны - 82,3 млрд р.;
«ЖКХ» - на строительство и приобретение жилых помещений для постоянного проживания военнослужащих - 42,9 млрд р.
Согласно отчету федеральный бюджет в 2010 году исполнен с дефицитом 1812 млрд р., что составляет 4,0% объема ВВП.
Приложением 23 к измененному бюджету были установлены источники финансирования дефицита федерального бюджета. Сравнение установленных и исполненных источников представлено в таблице.
Структура источников финансирования дефицита бюджета1
Наименование источника финансирования дефицита федерального бюджета Установлено
ФЗ Кассовое
исполнение Исполнение
в % к ФЗ
Источники финансирования дефицита ФБ, всего Источники внутреннего финансирования дефицита ФБ Источники внешнего финансирования дефицита ФБ 2 381 468,3 2 263 860,2 117 608,1 1 812 040,1 1 692 115,2 119 676,3 76,1
74,7
101,8
Рассмотрев показатели исходной версии федерального закона о государственном бюджете по источникам финансирования дефицита и их фактические значения, можно сделать вывод о том, что первоначально установленные показатели по состоянию на конец отчетного финансового года были значительно уточнены: в сторону сокращения по внешним заимствованиям и в сторону увеличения по внутренним заимствованиям.
Анализ исполнения бюджета за 2010 г. показал, что плановые и фактические показатели отличаются, имеются достаточно серьезные расхождения. В течение года в федеральный бюджет вносятся изменения, которые меняют установленные показатели иногда достаточно серьезно, но и они оказываются, в итоге, не точны. Таким образом, планированию следует уделять большее внимание для более сбалансированного и точного прогноза, а, следовательно, более рационального использования денежных средств.
О. В. Корлякова, С. Ю. Уксусова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 5. Направления: 7. Совершенствование учета, анализа и статистики современной экономики, 9. Банки, фондовый рынок и коллективные инвестиции, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2558