Статистические методы контроля качества применяются не только при производстве продукции или оказании услуг, но и в планировании, проектировании маркетинге, материально-техническом снабжении, т.е. на всех стадиях жизненного цикла продукции/услуги. С полной уверенностью можно утверждать, что семь инструментов контроля качества являются необходимыми и достаточными статистическими методами, применение которых помогает решить 95% всех проблем, возникающих на про- изводстве . Последовательность применения этих методов может быть различной в зависимости от цели, которая поставлена перед системой.
Статистические методы позволяют лучше использовать имеющиеся данные для принятия решения и тем самым способствуют повышению качества продукции и процессов, а также достижению удовлетворенности потребителя .
Можно рассмотреть практическое применение статистических методов на первом этапе жизненного цикла оказания услуг - проведении маркетинговых исследований на примере образовательного учреждения.
Основным потребителем образовательных услуг, которые предоставляют высшие учебные заведения, являются студенты. Поэтому одним из важнейших процессов образовательных учреждений является процесс «Прием студентов», так как существование и успех любой организации зависит от ее потребителей. И от того, как пройдет набор студентов, будет зависеть дальнейшая деятельность вуза.
В 2011 г. среди абитуриентов был проведен опрос, чтобы выяснить, что влияет на выбор того или иного вуза. Результаты проведенных исследований отражены с помощью одного из статистических методов - диаграммы зависимостей, которая показывает причины низкой результативности процесса «Приема студентов» некоторых образовательных учреждений (см. рисунок).
Диаграмма зависимостей для оценки причин заинтересованности университетом
абитуриентами
Диаграмма зависимостей показывает, что основными причинами, по которым абитуриенты не выбирают вуз можно назвать:
плохая маркетинговая компания (ответили 46% опрошенных);
плохая репутация вуза (27%);
слабая материально-техническая база (12%);
низкая конкурентоспособность (15%).
Учитывая все вышеперечисленное можно утверждать, что для повышения результативности процесса «Прием студентов» высшим учебным заведениям следует совершенствовать свою деятельность в следующих направлениях:
перенимать опыт нестандартных способов привлечения абитуриентов у лидирующих учебных заведений, адаптируя их для своего вуза;
увеличить объем финансирования материально-технической базы;
в течение года вести активную работу по распространению положительной репутации ВУЗа;
расширять территорию распространения рекламы, учитывая отдаленные и небольшие поселения области.
Таким образом, статистические методы позволяют сформулировать, выделить и получить представления о проблемах организации, что может привести к правильному пути их решения, и тем самым, к повышению качества услуг и конкурентоспособности организации.
Применение статистических методов должно стать необходимым условием для повышения эффективности и результативности деятельности организации.
Н. Ю. Климина, О. В. Плиска
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 5. Направления: 7. Совершенствование учета, анализа и статистики современной экономики, 9. Банки, фондовый рынок и коллективные инвестиции, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1886