Проблема инфляции всегда актуальна, так как каждого из нас волнует рост цен на продовольственные продукты, коммунальные услуги, есть ли необходимость закупать товары впрок.
Инфляция - это повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги утратили часть своей реальной стоимости.
Конечно, это не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать.
Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен (Co№sumer Price I№dex, CPI), который рассчитывается по отношению к базовому периоду.
В России Федеральная служба государственной статистики публикует официальные индексы потребительских цен, которые характеризуют уровень инфляции. Кроме того, эти индексы используются как поправочные коэффициенты, например, при расчете размера компенсаций, ущерба и тому подобное.
Если изменить методику расчета, то при тех же изменениях цен на потребительском рынке результаты могут существенно отличаться от официальных. В то же время, эти неофициальные результаты не могут учитываться в реальной практике, например, на них нельзя сослаться в суде.
Наиболее спорным моментом является состав потребительской корзины как по наполненности, так и по изменяемости. Корзина может ориентироваться на реальную структуру потребления. Тогда со временем она должна меняться. Но любое изменение в составе корзины делает несопоставимыми предыдущие данные с текущими. Индекс инфляции искажается. С другой стороны, если не менять корзину, через некоторое время она перестанет соответствовать реальной структуре потребления. Она будет давать сопоставимые результаты, но не будет соответствовать реальным затратам и не будет отражать их реальную динамику.
Помимо индекса потребительских цен существуют другие методы, которые позволяют рассчитать инфляцию. Как правило, используются несколько основных методов.
Индекс цен производителей (Producer Price I№dex, PPI) - отражает себестоимость производства без учета добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж. Значение PPI опережает по времени данные CPI.
Индекс расходов на проживание (Cost-of-livi№g I№dex, COLI) - учитывает баланс повышения доходов и роста расходов.
Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заемного капитала и прочее. Обычно цены на активы растут быстрее цен потребительских товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют.
Дефлятор ВВП (GDP Deflator) - рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров.
Паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют.
Индекс Пааше - показывает отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода.
Итак, основным инструментом измерения инфляции является индекс потребительских цен - это соотношение между совокупной ценой строго определенного набора потребительских товаров и услуг для текущего периода времени и совокупной ценой того же набора для базового периода.
Однако такой способ расчета инфляционной поправки гарантированно даст нам искаженный результат и не только потому что правительство делает все возможное для преуменьшения потери валютой своей покупательной способности. Результат был бы также неверен, используй мы ценовые индексы, рассчитанные Shadow Gover№me№t Statistics. Причина этого в том, что все подобные индексы базируются на неправильной концепции, утверждающей, что возможно получить одно число, представляющее собой всеохватывающий уровень цен в экономике, с помощью сложения раз в месяц цен на «представительную партию» товаров, обращающихся в ней.
Все дело в том, что товары с различными характеристиками невозможно сложить так, чтобы получить разумный результат. Более того, невозможно получить представительный срез, стабильно отображающий ситуацию с ценами во всей экономике.
Хотя ценовые данные невозможно использовать для получения числа, дающего аккуратную картину изменений в покупательной способности валюты, ситуация небезнадежна. Мы можем применить экономическую теорию для выведения приблизительных изменений покупательной способности, которые, с большой вероятностью, окажутся правильными в долгосрочной перспективе.
Эту теорию можно суммировать следующим образом: процентное сокращение покупательной способности валюты в долгосрочной перспективе приблизительно равно проценту роста ее предложения минус процент роста суммы сочетания населения и производительности.
Предположим, что средний годовой рост суммы американского населения и производительности составляет 3% последние 50 лет (население росло, в среднем, на 1,1%, поэтому предполагаем, что производительность росла на 1,9%), что составляет 0,25% в месяц. Опираясь на это предположение, мы можем вывести ежемесячную инфляционную поправку с помощью вычитания 0,25% из помесячного процентного роста «подлинного предложения денег» (True Mo№ey Supply).
В течение любого данного месяца или года инфляционная поправка, вычисленная с использованием этого метода, будет, скорее всего, неверна (главным образом, из-за длительных и разнонаправленных задержек в передаче изменений в объеме предложения денег в соответствующее ему изменение покупательной способности), но она будет приблизительно правильной для периодов от 7 лет и более. Поэтому такой подход более верен, чем метод ценового индекса, который даст гарантированно неправильные результаты в долгосрочной перспективе.
Э. З. Жданова, П. С. Киселева
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 5. Направления: 7. Совершенствование учета, анализа и статистики современной экономики, 9. Банки, фондовый рынок и коллективные инвестиции, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 5521