Исследование вопросов развития малого бизнеса актуально в наши дни, поскольку масштабы его функционирования в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня имеют особое значение. Одна из причин такого положения состоит в том, что не в полной мере развита система государственной поддержки предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.
Проблемы функционирования малого бизнеса неразрывно связаны с развитием отрасли средств производства для его нужд. Это наиболее перспективная сфера для инвестирования частного капитала - развитие производства разнообразных павильонов, мини-кафе, мини-магазинов. Не менее перспективным является производство недорогих и доступных строительных материалов, малоэтажных готовых домов с их дальнейшей сборкой. Сюда же относятся разнообразный франчайзинг, продажа готового бизнеса. Эта сфера может быть привлекательной для иностранного капитала, способствуя ускоренному обновлению нашей производственной базы за счет роста импорта передовых технологий и оборудования. Развитие сферы малого бизнеса способно резко усилить темпы экономического роста России, как за счет создания собственного продукта, так и за счет роста совокупного спроса.
Текущий финансовая ситуация в стране показывает, что, несмотря на огромный потенциал России, пока так и не сформирована в полной мере устойчивая экономику, существующую за счет внутреннего спроса. В развитых странах вклад малых предприятий в ВВП составляет около 50-70%, в РФ - около 15%. Если будет сформирован устойчивый предпринимательский сектор, то его развитие будет способствовать росту доходов населения, повышению занятости, рождаемости, снижению социальной напряженности, формированию опоры власти - среднего класса, составляющего сейчас не более 5-10% населения.
В последние годы органами государственной власти был реализован ряд мер, способствующих развитию предпринимательскому сектору: преимущественное право на выкуп арендуемых помещений через 3 года, сокращение периодичности проверок, уведомительный характер по регистрации для значительной части видов деятельности, замены сертификации на декларирование качества продукции. Однако данных мер недостаточно, следует учредить государственную структуру, отвечающую за развитие данной сферы. Это может быть агентство по развитию малого бизнеса или министерство.
Подводя итог, следует отметить значительное расхождение в отношениях к малому бизнесу в различных регионах. В одних регионах проблемы его развития связаны главным образом с проблемами коррупции и бюррократии. В других регионах основным барьером для выхода на рынок становится острая конкурентная борьба. Можно сказать, что позитивные сдвиги в создании условий для развития бизнеса вообще и малого в частности наблюдаются там, где во власть пришли прагматичные люди из бизнеса.
М. Ф. Чагин, А. П. Анкудинова
Уральский государственный экономический университет ( Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 3190