В последние годы в СМИ все чаще можно столкнуться с темой кластеризации в стране. Идея построения кластеров в разных сферах экономики впервые прозвучала в проектной инициативе Президента РФ В. В. Путина в сентябре 2005 г. (идея национальных проектов). С 2011 г. концепция формирования инновационно-образовательных кластеров является приоритетной в Уральском государственном экономическом университете. Для того чтобы понять так ли важно создание кластеров для России, необходимо рассмотреть понятие «кластер», схемы построения кластера в экономике, их значение.
Кластер (от англ. cluster - скопление, гроздь) - это группа взаимосвязанных компаний, локализованная на некоторой территории, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. В кластер входят бизнес- компании, поставщики сырья и оборудования некоммерческие организации, инфраструктура, научные и исследовательские центры, учебные заведения, СМИ, государственные организации и другие организации. Плюсы кластерной системы в том, что кластерная политика позволяет устранить барьер для инноваций, внедряя в производство новые технологии и технические разработки; инвестирует в человеческий капитал; увеличивает конкурентоспособность фирм, производимых ими товаров, предоставляемых ими услуг.
В экономику термин «кластер» был введен Майклом Портером как группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга . В базовом понимании кластер является самоорганизующейся самоуправляемой системой, он координирует свою деятельность с другими элементами экономической системы самостоятельно.
В России проблема кластеров перешла на новый уровень - возникла цель построения и управления кластерами сверху. Для этого экономист М. Д. Дворцин предложил методологию конструирования технологических кластеров отраслей, объединяющих четыре элемента: науку, власть, образование и производство . М. В. Федоров предложил идею создания инновационно-образовательного кластера, который должен включать в себя власть, науку, образование, бизнес и гражданское общество .
Важность создания кластеров для современной России связана с высоким уровнем развития современной науки, когда необходимым становится внедрение новых технологий в практику и возможность переноса их из одной области в другую с дальнейшим их использованием. Для того чтобы современные технологические решения могли реализоваться на практике в различных областях необходимы специальные связи, обеспечивающие данный перенос. Формирование кластеров как раз и связано с укреплением подобных связей, которые обеспечат объединение практикоориентированной науки, проектно-конструкторских разработок и нового высокотехнологичного производства.
Рассмотреть работу кластерной системы можно с помощью системного анализа составляющих ее групп объектов (рис. 1).
Рис. 1. Схема взаимодействия объектов системного анализа
Этот метод анализа заключается в следующем: в любой системе выделяются основные объекты, через которые можно изучать эту систему. Можно выделить шесть основных элементов системы: вход, процесс, инфраструктура, условия, выход, обратная связь и ограничения. Все эти элементы характеризуются своими функциями и ролью в этой системе. С помощью такого системного анализа взаимосвязей элементов можно рассмотреть любую систему, состоящую из подсистем и одновременно являющейся подсистемой. Рассмотрим работу инновационно-образовательного кластера в сфере общественного питания с помощью системного анализа (рис. 2).
Рис. 2. Схема работы кластера в сфере общественного питания
питания: деятельность образовательных и научно-исследовательских институтов.
Условием работы кластеров является гражданское общество, которое обеспечивает благоприятную среду для развития бизнеса.
Обратная связь выражается информационным анализом, оценкой, принятием решений по соответствию нормам, т.е. контролю и управление деятельностью экспертами Роспотребнадзора, Комитета по товарному рынку, Министерства торговли питания и услуг Свердловской области.
Укрепление инновационных связей в экономике России, приведет к продвижению от фундаментальных научных знаний к новым техническим и технологическим разработкам, а на их основе к новым типам продуктов и услуг, которые будут иметь высокий спрос на рынке благодаря правильно построенной технике системного маркетинга .
Создание подобных кластеров в России будет трудоемким процессом, так как общество не готово к подобным переменам. За последние 20 лет в стране развилась тенденция образования «общества грамотных потребителей», связанная с деградацией форм мышления и профессионального труда людей и снижением социально-культурного уровня в целом.
Последовательность прохождения от начального знания к конечному реальному продукту складывается из ряда этапов, стадий - «наука», «производство», «потребление». Начальной стадией является наука. Она обеспечивает познание объективных законов природы и превращение этого знания в научный информационный продукт, который может быть использован в производстве. Стадия «наука» включает в себя фундаментальные и прикладные исследования, проектно-конструкторские работы. На стадии производства осуществляется выпуск продукции (услуг) на основе использования результатов предыдущих этапов. Эта стадия включает: освоение производства продукции, которое предполагает полную информационную, техническую и организационную подготовку к производству продукции и собственно производство данной продукции. Использование новой продукции происходит в сфере потребления. Здесь выделяются следующие этапы: реализация и потребление продукции потребителем. Все эти этапы в полной мере относятся и к общественному питанию, как к важной отрасли народного хозяйства. Поэтому без тесного, творческого взаимодействия ученых и производственников, начиная со стадии исследований, невозможно осуществить эффективное освоение результатов научных исследований.
Кроме того, развитие рынка общественного питания, повышение качества, доступности услуг общественного питания для всех категорий граждан, рост эффективности деятельности предприятий общественного питания во многом определяются тесным взаимодействием всех структур на всех этапах сотрудничества в целях реализации отраслевых и корпоративных интересов, эффективного управления рыночной конъюктурой. Из этого следует, что основными участниками инновационно-образовательного кластера в сфере общественного питания могут быть предприятия общественного питания разных форм собственности, предприятия (организации), поставляющие или оказывающие услуги для предприятий общественного питания (поставка продовольственных товаров, технологического оборудования и др.), научно-исследовательские и образовательные организации, некоммерческие и общественные организации, объединения предпринимателей, представители власти для поддержки малого и среднего предпринимательства.
Рассмотрение развития сферы общественного питания от прошлого к настоящему, позволяет определить ее проблемы и сформировать модель кластера.
В советские времена осуществлялся ступенчатый жесткий контроль за деятельностью предприятий общественного питания. Фактически предприятие само не решало вопросов подбора и подготовки кадров, снабжения продовольственными товарами, оборудованием и т.д., многие экономические вопросы. Сверху «спускался» план товарооборота, который был главным экономическим показателем эффективности работы предприятия. В городах с широкой сетью имелись тресты столовых, кафе, ресторанов. При каждом тресте существовал отдел общественного питания, который фактически осуществлял методический и функциональный контроль за деятельностью каждого предприятия общественного питания.
При крупных градообразующих производственных комбинатах создавался ОРС (отдел рабочего снабжения), который возглавлял начальник ОРСа.
Здесь также существовала четко выстроенная вертикальная система управления. Однако, смена плановых отношений в экономике с началом «перестройки» определила крутой поворот в развитии общественного питания как отрасли. Началось разрушение четко выстроенной и отлаженной годами системы вертикального управления, стали рваться налаженные связи с поставщиками, дал сбой отлаженный контроль за деятельностью предприятий общественного питания, активно происходило акционирование предприятий, закрывались технологические лаборатории, не стало гарантированного распределения выпускников вузов на предприятия отрасли. Фактически, новые владельцы предприятий остались «один на один» со своими вопросами и проблемами. Разрыв годами устоявшихся связей привел к хаотичному развитию рынка общественного питания. Дело осложнилось и тем, что в России отсутствовал серьезный рыночный опыт в сфере общественного питания, многолетние традиции ведения
бизнеса. С течением времени остро начала сказываться проблема нехватки квалифицированных кадров в отрасли.
Создание и функционирование образовательного кластера - не только форма социального партнерства, но и перспективная форма интеграции науки, бизнеса, власти .
Цель - максимально сблизить теорию и практику, разработать новые эффективные механизмы экономического и информационного взаимодействия. Более того, при формировании образовательного кластера решается ряд вопросов, относящихся к сфере взаимодействия рынка образования и рынка труда. Выстраивается механизм заказа, т.е. происходит четкое формулирование требований, которые появляются у общества, включая бизнес. Бизнес осознает важность вложений инвестиций в человеческий капитал, запускается механизм «социального лифта», т.е. возрастает социальная мобильность студента как субъекта образовательного кластера. Происходит регулирование рынка труда отрасли, в рамках которой создан образовательный кластер в соответствии с существующими потребностями.
Выделив основные проблемы современной сферы общественного питания, можно перейти к описанию модели кластера. В системе выделяется один основной процесс - содержательный. Анализ системы позволяет охарактеризовать элементы, инфраструктуру и условия, как процессы, не относящиеся к основному; таким образом, система одновременно действует по трем направлениям: содержательному, инфраструктурному и условному. Изображенные во взаимосвязи в виде трех плоскостей, процессы дают модель кластера, ограниченного сферой гражданского общества, в центре которой народится образование (рис. 3).
бизнес
Рис. 3. Статическая модель кластера
Исходя из анализа созданной статической модели, восемь сегментов, состоящих из пяти граней: три плоскости (бизнес, власть, наука) и две сферы (внутренняя - образование, наружная - гражданское общество), образуют связи проблем, образующихся на стыке бизнеса, власти, науки, образования и гражданского общества. Динамическая модель кластера (рис. 4) - пентаспираль - позволяет не только определить эти проблемы, но и рассмотреть взаимосвязь между ними путем формирования подобных в соседних элементах. В этой модели проблемы бизнеса, власти, науки, образования и гражданского общества могут быть сокращены механизмом достижения их равновесного состояния.
Рис. 4. Динамическая модель кластера
В Уральском государственном экономическом университете совместно с кафедрой технологий питания создан инновационно-образовательный кластер в сфере общественного питания. Без взаимодействия с реальным сектором экономики нельзя подготовить востребованных высококвалифицированных специалистов в сфере общественного питания. Формат кластера - добровольное объединение представителей власти (Министерство торговли, питания и услуг Свердловской области, Комитет по товарному рынку администрации г. Екатеринбурга), общественных организаций (Ассоциация кулинаров г. Екатеринбурга, ассоциация рестораторов г. Екатеринбурга, ассоциация бариста, ассоциация барменов г. Екатеринбурга, представители диаспор), учебных заведений (Екатеринбургский торгово-экономический техникум, техникум индустрии питания и услуг «Кулинар», Новосибирский государственный технический университет, Пензенский технологический университет - кафедра технологии продуктов питания и экспертизы товаров), предприятий и организаций, представителей бизнеса (ООО» Уральский центр экспертизы и услуг», ГК «Юста», отель «Хаятт-Ридженс», ГК «Деловая Русь», ООО « Капитал» Arbus, гастрономический журнал «Стол», ресторан « Дача», центр Международной торговли г. Екатеринбурга). Достоинство вузовского образования нового времени - это не только его качество и способность интегрироваться в национальную инновационную систему экономики путем развития вузовской науки, но и ориентация на рынок труда.
Достоинство вузовского образования нового времени - это не только его качество и способность интегрироваться в национальную инновационную систему экономики путем развития вузовской науки, но и ориентация на рынок труда.
Образовательный рынок и рынок труда сегодня в значительной степени рассогласованы: наблюдается отставание предложений образовательных услуг от потребностей рынка труда. Без взаимодействия с реальным сектором экономики двигаться по пути развития образовательных программ трудно. Все это отражается и на состоянии рынка труда, который при наличии большого числа лиц, получивших высшее образование, не может удовлетворить свои потребности в нужных специалистах.
Создание инновационно-образовательного кластера - путь к подготовке квалифицированных кадров, максимально адаптированных к производству, а это выгодно всем: работодатель получает высококвалифицированные кадры; учебное заведение - гарантированное трудоустройство выпускников; сами выпускники - востребованную на рынке труда профессию. У бизнеса, власти есть определенные ресурсы, потенциал. У представителей науки - методология, технология, соответствующие научные компетенции.
Сейчас, как никогда очевидна потребность общества в формировании университета инновационного типа, деятельность которого вполне отвечала бы сегодняшним реалиям. Многие вопросы формирования и развития кластера еще предстоит решить, сделать структуру кластера действенной и работоспособной, наработав необходимый практический опыт оперативного взаимодействия между участниками кластера.
Е. О. Таушканова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 3062