Гармонизация интересов и анализ взаимодействия власти, бизнеса и общества в России являются малоисследованными направлениями, которые, безусловно, относятся к общей политологии и ее прикладной дисциплине, именуемой экономической политологией. Существуют определенное количество площадок согласования интересов власти и бизнеса, формируются в последние годы также институты-медиаторы (посредники), самыми главными из которых являются ассоциации бизнеса. Процесс взаимодействия между бизнес-ассоциациями и органами государственной и муниципальной власти носит конфликтный характер, имеет различные формы и модели. В результате чего, актуальным становиться вопрос о мерах, позволяющих повысить продуктивность взаимодействия корпоративного и государственного сектора.
В последнее время возрастает все большая потребность математического моделирования социально-экономических и социально-политических процессов. В представленном исследовании использовались методы моделирования на основе когнитивного подхода и методы сценарного прогнозирования. Метод когнитивного моделирования наиболее оптимален для данной научной проблематики, поскольку он позволяет описывать сложные слабоструктурированные процессы, эффективно визуализировать информацию, проводить качественное исследование и путем анализа определять устойчивость процесса. Таким образом, главной целью исследования стало построение когнитивной модели и определение сценариев развития модели взаимодействия власти и бизнеса в России.
В результате проведенного нами исследования взаимоотношений власти и бизнеса была создана уникальная когнитивная модель, которую можно представить в виде следующей когнитивной карты (см. рисунок).
Когнитивная карта процесса взаимодействия власти и бизнеса
Анализируя когнитивную модель с помощью экспертного метода, мы определили силу влияния факторов друг на друга. В ходе анализа, используя математические методы, были выделены основные дестабилизирующие факторы, в которых конфликтные поля между субъектами взаимодействия (власть и бизнес) имеют наиболее острый характер. Данными факторами стали:
экспертиза нормативно-правовых актов ассоциациями-бизнеса; конкуренция в экономике;
эффективность государственного и муниципального управления; конкуренция в политике.
Сравнительный анализ вышеперечисленных факторов с зарубежными практиками взаимодействия власти и бизнеса определил их принципиальные различия с российской действительностью и обозначил вектор их желаемого развития.
В итоге исследовательской работы нами были выделены основные сценарии развития отношений власти и бизнес-сообщества, которые были сопоставлены с ключевыми моделями, определяющих характер данных взаимоотношений. Также были определены изменения дестабилизирующих факторов когнитивной модели в соответствии с выбранным сценарием и характером модели. Вероятность развития того или иного сценария была оценена экспертным методом (см. таблицу).
Сценарии развития взаимоотношений власти и бизнеса
Сценарий Характеристика модели «власть - бизнес» Изменение дестабилизирующих факторов Вероятность
реализации
Радикальный «Приватизация власти» «-» Экспертиза НПА бизнес-ассоциациями «-» Конкуренция в экономике
«-» Конкуренция в политике
«-» Эффективность ГМУ Пренебрежимо мала, в рамках сложившейся «вертикали власти»
Инерционный «Подавление» «-» Экспертиза НПА бизнес-ассоциациями «-» Конкуренция в экономике
«-» Конкуренция в политике
«+» Эффективность ГМУ Высока. По сути, реализуется в настоящее время
«Патронаж» «+» Экспертиза НПА бизнес-ассоциациями «-» Конкуренция в экономике
«-» Конкуренция в политике
«-» Эффективность ГМУ
Оптимистичный «Партнерство» «+» Экспертиза НПА бизнес-ассоциациями «+» Конкуренция в экономике
«+» Конкуренция в политике
«+» Эффективность ГМУ Средняя. Нужны совместные усилия государства и бизнеса
В результате проведенного сценарного прогнозирования было выявлено, что предпочтительный сценарий развития отношений бизнеса и власти находится в прямой зависимости от того, насколько модель «партнерства» играет доминирующую роль в данных взаимоотношениях. При этом характер модели «партнерства» подразумевает улучшение в положительную сторону всех дестабилизирующих факторов когнитивной модели. Однако необходимо отметить, что развитие желаемого сценария возможно лишь в условиях четкого регулирования конфликта интересов в политическом процессе, которое во многом обеспечивается за счет представительства бизнес-сообщества во властных структурах. На данный момент времени, бизнесу отводиться лишь роль корректировки государственной политики посредством обеспечения режима консультаций.
Подводя итог, стоит отметить, что данное исследование имеет большой научный задел при изучении и анализе устойчивости процессов взаимодействия власти и бизнеса. Кроме того, когнитивную модель и сценарные подходы можно апробировать на региональный и местный уровень, что даст возможность проводить сравнительный анализ их с федеральным уровнем отношений власти и бизнеса.
М. И. Семенов
Филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
(Нижний Новгород)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 3212