Малый бизнес создает экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. По степени его развитости судят о гибкости экономики.
Актуальность исследования вопросов малого бизнеса заключается в том, что он играет важную роль в экономике и социальной сфере обще
ства, является одним из основных факторов, которые формируют ВВП страны.
Практически любая компания, которая только начинает свою деятельность, испытывает сильнейшую необходимость в прочной материальной базе. Без нее невозможно успешное функционирование бизнеса, а также его дальнейшее развитие. Одним из основных направлений экономической политики правительства России является оказание помощи субъектам малого предпринимательства для их роста и процветания.
Государственная поддержка малого предпринимательства тесно связана с государственным регулированием. Поэтому государство должно сыграть решающую роль в запуске механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства, задействовать весь арсенал технологий привлечения средств в сферу малого бизнеса, переориентировать систему финансирования на активное использование внебюджетных источников, обучить предпринимателей современным методам заимствования, сделать систему предоставления гарантий и бюджетных ресурсов, а также нормативно-правовую базу более понятными и доступными предпринимателям; постоянно осуществлять корректировку федеральных и региональных законодательных и нормативно-правовых актов, приводя их в соответствие с требованиями развивающейся экономики1.
Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства имеет различные методы, направления, инструменты, принципы и элементы. Однако данная система поддержки малого предпринимательства не совершенна, имеет много недостатков и проблем и требует усовершенствования, поскольку сектор малого предпринимательства играет важную роль в экономики страны в целом.
Основными проблемами малого бизнеса в РФ являются: несовершенство налоговой системы: слишком высокие налоги снижают стимулы к действию и повышают стимулы к переходу в теневую экономику. Несовершенство налоговых режимов;
административные барьеры: сложность регистрации, юридического оформления;
нехватка производственных помещений и оборудования, причем эта проблема усугубляется недостатком лизинговых компаний;
сложность, несовершенство кредитования малого бизнеса, в результате чего возникает теневое кредитование. Непривлекательным для кредиторов малый бизнес делают его высокая степень риска и неустойчивость на рынке;
отсутствие квалифицированных кадров, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей.
Необходимы целостная системная методология развития малого предпринимательства и изменение отношения государства к малому биз- несу .
В соответствии с этими проблемами государством на современном этапе государство принимает следующие пути решения:
совершенствование нормативно-правовой базы малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело;
совершенствование процесса регистрации: регистрация должна осуществляться в одном регистрационном ведомстве и срок ее должен быть ограничен (например, десятью днями);
активное использование простаивающих мощностей других предприятий;
стимулирование кооперации малого и крупного бизнеса. Необходимо укрепление сотрудничества и кооперации малых и крупных фирм; усиление поддержки кредитования малого предпринимательства; создание Кредитных союзов - это сегодня, по сути, единственный финансовый институт, решающий проблему доступа к кредиту для большинства малых предприятий;
активная государственная поддержка страхования малого сектора экономики, включающую следующий комплекс мер: создание благоприятной правовой среды, частичное обеспечение страхования малых предприятий государственными гарантиями, создание и развитие обществ взаимного страхования с тем, чтобы, с одной стороны, восполнить вакуум в страховых услугах для малых предприятий, с другой - активнее задействовать интересы и капиталы самих малых предприятий;
создание банка данных по предприятиям различных форм собственности для оценки уровня привлекательности инвестиций. Основой банка данных призвана служить бизнес-карта, которая должна стать источником информации об имеющихся возможностях и условиях инвестирования в создание новых предпринимательских структур в каждом регионе, о неиспользуемых производственных мощностях, объектах незавершенного строительства, о транспортной инфраструктуре, свободных трудовых и сырьевых ресурсах; взаимодейстиве налоговой службы и кредитных организаций;
развитие технопарковых и инкубационных структур .
Государство должно уменьшить до разумной степени административные и контрольные функции государства, освобождать бизнес от излишних чиновников, защищать права и безопасность предпринимателей и их собственность, поощрять предпринимательскую активность.
Необходимо также формировать инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, развивать систему оказания специализированных консультационных услуг, совершенствовать обучение и повышение квалификации предпринимателей. Это в перспективе обеспечит стабильность функционирования не только малого предпринимательства, но и страны в целом.
Е. А. Помелова, А П. Анкудинова
Уральсикй государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 7295