Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики, поэтому одной из стратегических задач государственной политики является поддержка малого предпринимательства. Инновационная деятельность является одним из факторов повышения эффективности российской экономики и конкурентоспособности отечественных предприятий, создания условий нормального функционирования промышленности в целом, реструктуризации отраслей и реформирования предприятий.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Фе- дерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), соответствующие следующим условиям:
средняя численность работников до ста человек включительно для малых предприятий; для микропредприятий - до пятнадцати человек;
предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость: малые предприятия - 400 млн р.; микропредприятия - 60 млн р.
В период с 2001 по 2009 гг. число малых предприятий увеличилось на 190% (с 843 тыс. ед. до 1 602,5 тыс. ед), среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) - на 158% (с 6 483,5 тыс. чел до 10 247,5 тыс. чел), оборот предприятий - на 175,5%, а инвестиции в основной капитал - на 795,6%.
Мировой финансовый кризис 2008 г. отразился в последующие годы на финансовом состоянии малых предприятий, вследствие этого сократилась численность основных работников, внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера. Кроме того, в 2009 г. существенно уменьшились инвестиции в основной капитал и оборот малых предприятий.
Анализ динамики основных экономических показателей деятельности малых предприятий за 2001-2009 гг. показал их рост по отношению к предыдущему году.
Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в 2009 г. показывает, что больше всего малых предприятий в оптовой и розничной торговле - 42,4% и в сфере операций с недвижимым имуществом - 17,5%\
Мировой финансовый кризис отразился в 2009 г. на всех сферах деятельности. Особенно усилилось воздействие факторов, оказывающих наибольшие негативные последствия и ограничивающих рост производства. Эти факторы проранжированы следующим образом: первое место - неопределенность экономической ситуации, второе - недостаток финансовых средств, третье - недостаточный спрос на продукцию предприятия на внутреннем рынке, четвертое место - высокий уровень налогообложения.
Для развития малого предпринимательства и реализации его экономического потенциала необходимо минимизировать и/или нейтрализовать влияние всех факторов, препятствующих его развитию.
В силу своей специфики малым предприятиям приходится проявлять большую активность на рынке, используя свою гибкость и способность к быстрой переориентации. Поэтому зачастую именно малые предприятия становятся первооткрывателями новых продуктов и новых технологий в различных отраслях. Инновация представляет собой конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности .
Инновационная деятельность способствует повышению выживаемости компании в конкурентной борьбе, так как ведет к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних. Кроме того, при реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги - инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.
В конце 1990-х гг. в России насчитывалось около 900 тыс. малых организаций с числом занятых около 7 млн человек. Удельный вес малых организаций, осуществляющих инновационную деятельность, составлял около 6%. Тем не менее, малые инновационные организации - это уже не только объективная реальность, но и важный фактор государственной инновационной политики.
Динамика развития малого предпринимательства показывает, что обеспечение роста производства и наращивание производственного и научного потенциала невозможно без привлечения необходимых инвестиций. В условиях ограниченности финансовых ресурсов всех институциональных инвесторов, неразвитости рыночных институтов и инфраструктуры инновационной деятельности, государственное регулирование инновационного развития экономики играет для России особую роль.
Основное направление государственной инновационной политики в этой сфере состоит в том чтобы, с одной стороны, сохранить накопленный научно-технологический потенциал и, с другой стороны, развивать необходимую инфраструктуру и экономические механизмы, стимулирующие инновационные процессы.
Особенность текущей ситуации состоит в наличии научнопроизводственной базы, значительного объема фундаментальных и технологических заделов, высококвалифицированных кадров в сочетании с недостаточной реализацией конкретных инноваций в связи с отсутствием собственных средств у предприятий, ограниченностью централизованных источников финансирования, заемных и привлеченных средств, низким спросом на научно-техническую продукцию.
С начала 1990-х гг. в России стали появляться такие важные элементы инфраструктуры поддержки малого бизнеса, как агентства развития предпринимательства, учебно-деловые центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и инновационно-технологические центры. Позднее развитие сети подобных объектов инфраструктуры стало непременным элементом всех государственных программ поддержки малого предпринимательства, как федеральных, так и подавляющего большинства региональных.
Повышение инновационной активности малых предприятий производственной сферы, способствующих сохранению и приумножению научно-технического потенциала страны, становится одним из важнейших направлений экономической стратегии, что нашло отражение в Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, одобренной Государственным советом Российской Федерации в декабре 2001 г.
Можно сделать вывод, что в настоящее время в России созданы практически все необходимые базовые элементы поддержки инновационного предпринимательства, которые в совокупности способны оказать содействие малым инновационным предприятиям в их становлении и деятельности.
Ю. А. Гусева, В. В. Ильяшенко
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2620