Предпринимательство - движущая сила любой развитой национальной экономики, оно основано на инициативе, самостоятельности предпринимателя и направлено на получение/извлечение прибыли, при этом предпринимательская деятельность сопряжена с большим количеством рисков, с полкой экономической ответственностью за полученные результаты
Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут полноценно существовать и развиваться. В развитых странах предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и играют значительную роль не только в социально-экономической и в политической жизни страны.
Государство поддерживает весь малый бизнес и по всей стране. Однако особое внимание уделяется тем промышленным округам и отдельным фирмам, которые специализируются в информатике, биотехнологии и других инновационных сферах деятельности. Часть финансовых средств на развитие местных программ поступает от федерации через специальные фонды.
Размышляя о конкуренции и стратегии компаний, приходим к центральной теме, что происходит внутри компании. Ранее изучение конкурентоспособности государств фокусировалось на экономике в целом, в связи с тем, что национальная экономическая политика оказывает существенное влияние на эти процессы .
Факторы месторасположения потеряли свое значение и практически не учитываются в конкуренции. Упор делается на процессы глобализации, которая дает компаниям возможность получать капитал, товары и технологии откуда угодно и соответственно размещать производство там, где более эффективно в плане себестоимости.
Такой подход, хотя и имеет место на существование, не соответствует реальной ситуации в процессах конкуренции.
В теории национальной, государственной и местной конкурентоспособности в контексте мировой экономике кластерам отводиться ведущая роль.
«Кластеры - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу ».
Кластеры создают критическую массу для необычайного конкурентного успеха в определенных областях бизнеса любой экономики - национальной, региональной или местной.
Существование экономики в виде кластеров, а не изолированных фирм и отраслей, дает конкурентные преимущества в глобальном масштабе.
В настоящее время все возрастающая роль относится кластерам, базирующимся на новых научных знаниях и технологиях.
Кластерная модель государственно-частного партнерства - это новый способ видения экономики государства, региона и муниципалитета России.
Кластеры демонстрируют синергетический эффект от взаимодействия компаний различных отраслей и сфер деятельности, торговли и инфраструктуры автомобилей, как рынок, так и канал сбыта зачастую оказываются более важными, чем сам товар. Большое значение в развитии кластеров приобретают новые программы менеджмента. Таким образом потребитель товаров в кластерной модели государственно-частного партнерства играет двоякую роль он является настоящим потребителем и настоящим каналом сбыта. Обе роли важны в конкурентоспособности кластерной модели территории.
В рамках кластера происходит формирование новых ролей правительства.
После проведения анализа взаимодействия бизнеса и государства, в рамках отдельного предприятия результаты более конкретны и количественно ощутимее, нежели для интегрированных крупных в организационном плане структур. Поэтому, мы согласны с Питером Друкером, о том, что его главные результативные области должны быть проанализированы каждая в отдельности, а затем все вместе .
В общем виде под формированием системы развития предпринимательства понимается территориально локализованная совокупность элементов, которые в результате своего взаимодействия эффективно используют конкурентные преимущества внешней среды, в частности, региона.
Каждый автор в зависимости от контекста исследования выделяет определенные свойства кластера. Их можно подразделить на общие (признаваемые большинством авторов не зависимо от контекста исследования) и специфические свойства (зависящие от контекста исследования кластера).
Анализ литературы по вопросам кластера выявил вторую проблему: недостаточную степень разработанности отличия кластера от других объединений.
В экономической литературе встречаются разные виды сетевых объединений. Зачастую, к ним относят кластеры, индустриальные сети, бизнес центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы.
Бизнес-центр - это негосударственная предпринимательская структура, целью создания которой является развитие малого и среднего бизнеса при содействии местных органов власти и иностранных организаций. Деятельность данного объединения основана на паритетной основе, на принципах социального партнерства, взаимодействия работников местного самоуправления, общественных организаций.
Бизнес-инкубаторы - это объединение местных органов власти, предпринимательских объединений, банков, научных учреждений для оказания первоначальной помощи малому и среднему бизнесу в районе. Эти объединения не ставят цель - получение прибыли.
Технопарки - объединение учреждений науки, обраювання и производственных структур для развития инноваций.
Технополисы - объединение научных, инновационных, научно-технических парков и бизнес-инкубаторов в рамках конкретной территории с целыо развития региона. Представляется, что технополисы могут являться частью инновационного кластера.
Кластер характеризуется (как и сетевые объединения) наличием тесных взаимосвязей между его участниками. Кластер в контексте изучения взаимосвязей между участниками объединений может трактоваться как - сетевое объединение. Именно сетевой подход позволяет оценить взаимосвязи внутри кластера. С другой стороны, представляется, что кластер в контексте данного исследования является более широким понятием и характеризуется присущими только ему свойствами.
Итак, кластерный анализ приводит нас к анализу товаров, работ и услуг, но уже на более высоком уровне понимания и прогнозирования.
Д. В. Галюта, О. П. Галюта, О. А. Привалов
Алтайская академия экономики и права (Барнаул)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2321