Налоги - основа финансовой системы государства, основной источник формирования доходной части государственного бюджета. За счет налогов формируется преобладающая часть доходов как федерального, так и консолидированного бюджетов.
Начиная с 1992 г. в налоговое законодательство вносится столько изменений и дополнений, что налогоплательщики просто сбились со счета. Как показывает практика, эти изменения явно не соответствуют интересам налогоплательщиков, налоговая система не соответствует структуре реальных доходов в экономике.
2012 г. не стал исключением. Налогоплательщиков вновь «порадовали» очередными изменениями. Отмена налогового вычета, изменение тарифов страховых взносов и многое другое. В своей статье я пыталась отследить изменения в налоговом законодательстве, касающиеся индивидуальных предпринимателей, за последние 5 лет, и попытаться сделать и обосновать выводы об эффективности налогообложения в РФ.
В последние несколько лет все больше говориться о поддержке малого предпринимательства, создаются различные программы поддержки малого бизнеса, но как показало время, и особенно кризис 2008 г., результатов, на которые рассчитывало правительство, страна не достигла.
Прежде всего, я считаю, это связано с налоговой нагрузкой.
В июле 2009 г. был принят закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
В результате вместо единого социального налога (ЕСН) появились взносы в соответствующие фонды. Это должно было увеличить приток финансирования во внебюджетные фонды, а также сделать налоговую нагрузку на работодателей более справедливой (с точки зрения государства). И с 2011 г. они вынуждены перечислять страховые взносы в размере 34% от заработной платы персонала вместо прежней ставки ЕСН 26%. Особенно существенной налоговая нагрузка оказалась для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Последние встретили эту инициативу крайне негативно, и в 2011 г. суммы взносов для некоторых категорий были снижены. Но в целом ситуация не изменилась, поэтому, по оценке экспертов, 10-15% бизнеса было выведено в тень, а зарплаты в конвертах увеличились в 2 раза. На этом фоне в 2012 г. список налоговых льготников вырос, а отчисления в Пенсионный фонд снизились с 26 до 22%. Тем не менее уже с нынешнего года дополнительными взносами обложат и высокооплачиваемых сотрудников. Если в 2011 г. годовая заплата свыше 463 тыс. р. не облагалась обязательными страховыми взносами, то теперь для окладов свыше 512 тыс. р. вводится налог в 10%. А эта мера только усилит тенденцию ухода бизнеса в тень. Страховые взносы и НДФЛ страдают от стремительного возврата бизнеса к зарплатам в конвертах. Теневая экономика в России вообще является одной из самых масштабных в мире. По оценкам Всемирного банка, «всерую» в России производится более 40% ВВП.
Проведем анализ изменения налоговой системы для индивидуальных предпринимателей и микро бизнеса за последние пять лет (см. табл.).
Как видно из таблицы самым напряженным для индивидуальных предпринимателей стал 2011 г. в котором более чем в два раза увеличился процент отчислений, как в пенсионный фонд России, так и в фонды обязательного медицинского страхования. За пять лет более чем в пять раз увеличились суммы отчислений и для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. И все это на фоне того, что прибыль практически не увеличилась. Малый бизнес оказался на грани выживания. В начале 2009 г. было наглядно видно, с какой скоростью закрываются маленькие магазины, и количество освободившихся площадей на которых не было большого спроса.
Взносы индивидуальных предпринимателей
Наименование
налога Величина показателя
2008 2009 2010 2011 2012
страховые взносы 3 915,33 7 678,53 10 392 16 159,56 17 218,25
для ИП
взносы в ПФР 14% 14% 14% 26% 22%
взносы на ОМС 0 0 0 2% 0
в ТФОМС
взносы на ОМС 0 0 0 3,10% 5,10%
в ФФОМС
взносы в ФСС 0 0 0 2,90% 2,90%
ЕНВД к-1 1,081 1,148 1,295 1,372 1,494
Проблемы налогов и налогообложения всегда актуальны и имеют большое значение. Налоги, пошлины, сборы являются основным источником поступления денежных средств в доход бюджетов разного уровня. Современный гражданин интересуется, как взимаются налоги и насколько действующая система налогообложения сказывается на благополучии страны в целом и лично граждан. Современная система налогов в Российской Федерации нуждается в повышении эффективности и в реформировании.
С. В. Хренова, Т. С. Красовская
Филиал Уральского государственного экономического университета (Нижний Тагил)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1554