Актуальность данной темы заключается в том, что сложившийся к настоящему порядок обращения взыскания налоговых задолженностей а также иных задолженностей в бюджеты не является в достаточной мере эффективным. Задолженность по налоговым платежам, административным штрафам, уплате госпошлины в бюджеты всех уровней остается достаточно высокой на сегодняшний день.
В соответствии действующим порядком взыскания финансовой задолженности обращение взыскания осуществляется Федеральной Службой Судебных Приставов с возбуждением исполнительного производства на основании постановления суда. Однако если в части взыскания налоговых платежей в налоговом Кодексе установлен минимальный размер задолженности граждан, по которому осуществляется взыскание - 1 500 р., то в части остальных видов финансовых задолженностей подобное ограничение отсутствует. Таким образом, для бюджетной системы оказывается убыточным взыскание небольших долгов. На основе подсчетов ФССП до трети всех долгов по страховым взносам бюджет взыскивает себе в убыток, поскольку себестоимость одного исполнительного производства по страховым взносам - 513-540 р., на взыскании накопившихся к 1 июля долгов на сумму менее 10 р. казна потеряет 24 млн р. Всего же за первое полугодие у службы накопилось 564 056 условно убыточных исполнительных производств - на сумму до 500 р. А долги на сумму до 1 500 р. - 32,4% всех производств по страховым взносам.
Кроме того, в совершенствовании нуждается законодательство о налогах и сборах, касающееся взыскания непосредственно налоговой задолженности.
Во-первых, необходимо предусмотреть возможность документооборота между банком и службой судебных приставов в электронной форме внесением изменений в п. 2 ст. 46 Налогового кодекса Российской
Федерации (после слов «путем направления» дополнить словами «на бумажном носителе или в электронном виде»), а также дополнением вышеуказанной статьи абзацем следующего содержания: «Порядок направления в банк поручения на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в электронном виде устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов».
Во-вторых, необходимо закрепить в Налоговом кодексе Российской Федерации последствия несоответствия решения о взыскании налога требованиям закона, внеся соответствующие дополнения в п. 1 ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
В-третьих, нуждается в увеличении срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании недоимки, пени и штрафа за счет денежных средств налогоплательщика (на сегодняшний день - 1 год).
В-четвертых, порядок принудительного взыскания налоговой задолженности с организаций, находящихся в стадии банкротства нуждается в урегулировании в части взыскании налога, сбора, пени, штрафа, возникших после признания должника банкротом.
Таким образом, действующее законодательство в части взыскания просроченной налоговой а также иной задолженности в бюджеты всех уровней нуждается в доработке в части минимальной суммы, взыскиваемой с должников в судебном порядке. Также налоговое законодательство необходимо доработать в соответствиями с современными условиями документооборота (электронный вид).
В. И. Тищенко, Н. Е. Хамидуллина
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2697