Финансирование инновационных проектов, которые запускал президент Дмитрий Медведев, значительно сокращается, а тема модернизации свертывается.
Бюджетные расходы на инновационные проекты Медведева уже сокращаются.
Судя по утвержденным Минфином основным направлениям бюджетной политики, поддержка президентских модернизационных инициатив будет уменьшаться. Значительное снижение бюджетных ассигнований к 2014 г. вызвано завершением в 2013 г. 10 проектов (из 38, одобренных комиссией по модернизации), сказано в документе. Появления новых проектов не предусмотрено.
Наряду с другими инновационными проектами меньше средств получит центр «Сколково»: за два года его финансирование сократится почти на 4 млрд р. Кроме того, с 2013 г. прекратятся взносы в уставный капитал «Роснано»; вчетверо снижается поддержка Фонда инфраструктурных и образовательных программ.
Тема модернизации ушла из программы «Единой России», в программном обращении партии она объявлена среди приоритетов, но в разделе «Наша новая экономика» о ней ничего не говорится.
Таким образом на сегодняшний день модернизация экономики в части инноваций не имеет широкого распространения, что негативно сказывается на нашей и без того мало развитой и нестабильной экономике, которая основана на добыче и экспорте полезных ископаемых, преимущественно в страны Европейского союза и Китай. Чтобы это изменить и достичь экономического благосостояния и устойчивого развития, основанного на крупном промышленном производстве и актуальных научно - технических открытиях, необходимо проводить мероприятия по осуществлению ухода от сырьевой зависимости. Это значит, что перед государством стоит задача масштабной модернизации экономики. Очевидно, что качественная модернизация и достижение обгоняющих темпов роста экономики РФ невозможно без комплексного обновления основных фондов. При этом не только улучшение качества технической оснащенности или производственной системы, которые будут сопоставимы с уровнем более развитых стран, но и применение качественно новых технологий, разработок и научных достижений.
На мой взгляд, проблема обновления производственных мощностей в России очень актуальна. Большинство предприятий работает на устаревшем оборудовании и это является главной проблемой развития, как самого предприятия, так и экономики в целом. Создание, внедрение и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических процессов становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. Именно здесь кроются наиболее существенные резервы улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности. Все это, в конечном счете, предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках, улучшение социально-экономической ситуации в стране.
Но, как и любые другие, инновационные разработки требуют значительных финансовых вложений, тогда как государственное финансирование из федерального бюджета, за счет федеральных и внебюджетных фондов доступно не каждой компании, требует соответствия инновационного проекта определенным государственным инновационным программам. В 2011 г. на инновации из бюджета будет выделено 742 млрд р. против 477 млрд р. в 2010 г., заявил вице-премьер Сергей Иванов. «Но бесконечно наращивать финансирование инноваций из государственных источников мы не можем и не должны», - отметил он. Поэтому актуально развитие частного финансирования инновационной деятельности в России. Таким финансированием может быть внутрифирменное финансирование, финансирование за счет внешних инвесторов.
По словам вице-премьера Сергея Иванова, львиную долю таких инвестиций должны осуществлять частные корпорации: «Считаю, мы подошли к своеобразному Рубикону, перейдя который именно частный бизнес должен стать локомотивом массовой инновационной активности». По его мнению, выполнение этой задачи является ключевым целевым ориентиром развития российской экономики ближайшего десятилетия. Господин Иванов обратил внимание, что за рубежом доля затрат частного сектора в этой сфере превышает 65% от общенациональных инвестиций. Между тем в России негосударственные компании финансируют лишь 20% затрат на НИОКР. В качестве примера Сергей Иванов привел рейтинг 1 тыс. крупнейших компаний мира, осуществляющих исследования и разработки, в котором представлены только три российские компании: «Газпром» (108-е место; объем инвестиций в инновации составляет
6% выручки монополии), АвтоВАЗ (758-е; 0,8%) и «Ситроникс» (868-е; 2,6%).
Таким образом проблема финансирования инноваций в нашей стране остается открытой и объясняется многими факторами: неразвитость рыночных институтов, неэффективное стимулирование государством, отсутствие опыта. Однако можно предположить, что круг проблем на этом не заканчивается. Очевидно, что проблемы внедрения технологических инноваций в Российской Федерации не являются сугубо экономическими, а затрагивают почти все сферы общественной жизни российского общества: социальную, политическую, юридическую, образовательную, культурную. И значит, требуют комплексного и системного подхода к их решению.
Н. А. Тиртока, Н. Е. Хамидуллина
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1554