Глобальный процесс старения населения меняет демографическую структуру населения планеты и социально - экономический баланс между поколениями. Этот процесс ставит вопрос о формах социальной поддержки пожилого населения и предъявляет новые требования к пенсионным системам. Поиски эффективных пенсионных систем идут во всем мире.
Система пенсионного обеспечения большинства стран мира предполагает самостоятельное накопление гражданами основной доли своей пенсии. Пенсионеры этих стран могут вести активный образ жизни, позволяя себе не только хорошо питаться и одеваться, но и путешествовать по миру, благодаря заботе о себе еще в период трудовой деятельности.
В России понимание необходимости самостоятельной и заблаговременной заботы о своем материальном благополучии на пенсии только начинает формироваться.
Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества. Это совокупность экономических и правовых отношений по поводу производства и распределения в денежной форме части вновь созданного продукта, необходимого для удовлетворения потребностей нетрудоспособных категорий населения общества . А пенсия - это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца и в иных случаях .
На сегодняшний момент в Российской Федерации выплачивают: трудовые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и негосударственные пенсии.
В России в 2002 г. начался новый этап пенсионной реформы. Суть пенсионной реформы состоит в постепенном переходе от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.
Пенсионная реформа базируется на действующих с 2002 г. федеральных законах «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
С 2002 г. государственная трудовая пенсия граждан формировалась в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) и состояла из трех частей - базовой, страховой и накопительной части трудовой пенсии.
Базовая часть устанавливалась в твердых размерах. Страховая часть зависела от суммы взносов, учтенных на именном счете, и стажа. Накопительная часть - зависела от суммы учтенных взносов и начисленного инвестиционного дохода. Накопительная часть трудовой пенсии формировалась у лиц 1967 г. р. и моложе.
С 2011 г. произошел переход на совершенно новую систему пенсионного обеспечения, предусматривающую замену ЕСН страховыми платежами, которые составляют 34% для зарплаты до 415 000 р. в г. Из средств страховых взносов 26% перечисляются в Пенсионный фонд России, 5,1% - в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 2,9% - в фонд социального страхования. Кроме того, в Российской Федерации действует Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть - государство.
Пенсионная система РФ имеет достоинства и недостатки, но при этом постоянно реформиуется.
Хотя реформа пенсионной системы и призвана повысить роль частных финансовых институтов в обслуживании пенсионной системы, но значительная часть пенсионных функций будет по-прежнему выполняться Пенсионным фондом РФ (ПФР).
Пенсионный фонд осуществляет назначение и выплату пенсий (около 49 млн пенсионеров). С 2006 г. наблюдается профицит бюджета Пенсионного фонда. С каждым годом величина профицита увеличивается. В 2006 г. она составляла 76 млрд р., а в 2011 г. - 314 млрд р. По этой положительной тенденции можно судить о том, что пенсионная реформа действует и действует положительно .
Главной проблемой пенсионной системы является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. Между тем, количество пенсионеров по сравнению с численностью работающего населения увеличивается. И все большие обязательства по выплате пенсий ложатся сегодня на государство, которое и без того не слишком хорошо справляется со своими обещаниями в пенсионной сфере.
Но развитие негосударственных пенсионных фондов очень важно, так как именно НПФ решают такую проблему в системе пенсионного обеспечения граждан РФ, как повышенное участие государства в этом вопросе. Государство стремится как можно меньше участвовать в накоплении и выплате пенсий, а возложить эту ответственность на НПФ и работодателей.
По мнению аналитиков Пенсионного фонда РФ, основным признаком, негативно влияющим на ход пенсионной реформы, может быть ухудшение демографической ситуации, ставящей под угрозу способность пенсионной системы выполнять свои обязательства в долгосрочном плане. Бороться с этим предполагалось по двум основным направлениям. С одной стороны, в пенсионную систему был введен накопительный компонент, позволяющий обеспечить хотя бы частичное фондирование будущих пенсий. С другой стороны, в рамках распределительной системы (которая количественно преобладает над накопительной в части сбора денег и пока что полностью доминирует в части выплаты пенсий) была принципиально изменена пенсионная формула: пенсионные права оказались привязаны не к зарплате или трудовому стажу, а к сумме пенсионных взносов, поступающих за работника в Пенсионный фонд России на протяжении его трудовой жизни.
Итак, реализация пенсионной реформы продолжается в весьма противоречивых условиях. В качестве проблем пенсионной системы выделяют быстрорастущую численность пенсионеров, возможный дефицит бюджета Пенсионного Фонда, высокий процент страховых взносов, неак- тивность граждан как будущих пенсионеров самим создавать свою пенсию, несовершенство законодательных, а в частности, налоговых, норм.
Но пенсионная реформа продолжается и модифицируется. Безусловно, содержание пенсионеров выросло, увеличились пенсии, появилась возможность на достойную жизнь на пенсии. Но для этого необходимо для начала усовершенствовать систему налогообложения, поддерживать профицит бюджета ПФР.
Но какие бы меры не принимало государство, пока каждый гражданин личноне заинтересуется вопросом своей пенсии, пока каждый не начнет активно участвовать в этом вопросе, ничего не изменится.
С. Ю. Скобеева, А П. Анкудинова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 11076