В современных условиях внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения национального дохода, а иногда и части совокупного общественного продукта, с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.
Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях механизм социального обеспечения нуждается в изменениях. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития являются внебюджетные фонды, которые создаются для поддержания населения и экономики страны. Изучение современного состояния государственных внебюджетных фондов необходимо для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики.
В состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий .
Крупнейшим из внебюджетных фондов России является Пенсионный фонд РФ. Его бюджет - второй по величине после федерального бюджета РФ. На его долю приходится 75% средств внебюджетных социальных Фондов .
Т аблица 1
Поступление и расходование средств Пенсионного фонда РФ, млрд р.3
Поступление и расходование 2008 2009 2010
Поступление, в том числе: 2 730 172 3 222 649 4 610 084
налоги, страховые взносы 1 254 013 1 273 364 1 929 016
из федерального бюджета 1 456 930 1 946 726 2 649 581
Расходование, в том числе: 2 357 793 3 008 660 4 249 235
на финансирование выплат населению пенсий, пособий 2 290 821 2 872 257 4 013 711
Основная часть поступивших средств в ПФР - из федерального бюджета. Основное направление расходования средств ПФ - выплаты пенсий и пособий населению .
Основные недостатки пенсионной системы: финансовая несбалансированность пенсионной системы, вследствие чего объем средств, необходимых для выплаты пенсий, не обеспечивается поступлением страховых платежей; средний размер пенсии близок к прожиточному минимуму пенсионера; задержки с выплатой пенсий; несовершенным является сложившийся механизм взаимоотношений федерального бюджета и ПФ РФ по возмещению расходов на пенсии, подлежащие финансированию из федерального бюджета (социальные пенсии, пенсии военнослужащим и т.п.).
Основные направления решения проблем пенсионной системы: совершенствование пенсионной системы. Полноценный переход к накопительной системе пенсионного обеспечения, при которой пенсии выплачиваются из государственного бюджета, а также формируется личная накопительная часть пенсии на основании трех критериев: стаж, средняя заработная плата, особые заслуги. Увеличение размера пенсии до 60% от зарплаты; отмена жестких ограничительных коэффициентов учета стажа и заработка; увеличение размера базовой части трудовой пенсии по старости лицам, достигшим возраста 70, 75, 80 лет. Размер доплаты к пенсии должен быть тем больше, чем старше пенсионер; государственное стимулирование к более активному участию граждан и работодателей в добровольном пенсионном обеспечении; принятие мер по повышению уровня контроля со стороны государства за соблюдением требований законодательства участниками системы пенсионного обеспечения; повышение уровня осведомленности населения о ходе и задачах пенсионной реформы. С этой целью необходима разработка серии информационных кампаний, целевым образом ориентированных на различные группы населения.
Вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ).
Основную долю в структуре поступлений в Фонд социального страхования в составляют налоги и страховые взносы. Основное направление расходования - финансирование мероприятий по социальному страхованию .
Главный недостаток системы социального страхования - отсутствие системы дифференциации страховых взносов, что не позволяет задействовать механизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат .
Первоочередные меры по решению проблем в сфере социального страхования в России: разработка новой методологии формирования и функционирования системы социального страхования, а также ее дальнейшее развитие с учетом социальных, политических и экономических особенностей государства; расширение и углубление сферы действия социального страхования, включая не только компенсацию утраты доходов в форме выплат, но прежде всего предоставление застрахованным профилактических услуг; данный вид страхования должен осуществляться на основе определения и обоснования уровня профессионального риска, ведущего к повреждению здоровья вследствие производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Ответственность за несчастные случаи на производстве должна быть возложена на работодателей, которые должны будут вносить страховые взносы, дифференцированные в зависимости от степени профессионального риска; введение обязательных страховых платежей из заработной платы застрахованных по случаю временной нетрудоспособности, а также частичную оплату ими медицинских услуг.
Т аблица 2
Поступление и расходование средств Фонда социального страхования РФ, млн р.
Поступление и расходование 2008 2009 2010
Поступление, в том числе: 360 476 440 046 463 777
налоги, страховые взносы 292 021 291 579 316 979
из федерального бюджета 49 850 131099 109 082
из федерального фонда обязательного медицинского страхования 16 661 17 000 17 500
Расходование, в том числе: 379 385 448 501 491 199
на финансирование мероприятий по социальному страхованию 282 957 338 586 392 429
на финансирование выплаты пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий 784 1 088 1 387
на финансирование выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию 31 971 36 920 42 700
на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной работающим гражданам в рамках территориальной программы ОМС 61
на оплату медицинской помощи женщинам в связи с материнством, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни 15 748 16 835 16 947
на финансирование исполнительной дирекции Фонда 12 967 13 848 14 830
Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФФОМС) также занимает значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов.
Основным источником поступающих средств в ОМС являются страховые взносы и налоги. Основным направлением расходования являются дотации на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС .
Поступление и расходование средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, млн р.1
Поступление и расходование 2008 2009 2010
Поступление, в том числе: 162 621 126 562 101 844
налоги, страховые взносы 89 293 89 825 97 095
из федерального бюджета 73 175 37 896 4 734
Расходование, в том числе: 168 706 130 037 109 124
на дотации на выполнение территориальных программ ОМС 71 279 91 643 86 175
на субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан 5 685 3 789 4 156
на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами 30 912 - -
средства, передаваемые бюджету Фонда социального страхования РФ 16 661 17 000 17 500
Российская система обязательного медицинского страхования (ОМС) также имеет свои недостатки. Основные проблемы: сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона об ОМС, проблема качества медицинских услуг, проблема оплаты труда медицинских специалистов, проблема управления, проблема получения достоверной информации о поступлении и расходовании средств системы ОМС, функции государственных органов по контролю за поступлением средств, формированием и исполнением доходов системы ОМС должным образом не определены .
Основные направления решения проблем: осуществление оплаты медицинской помощи в зависимости от объема и качества проделанной работы с одновременным контролем за целевым использованием средств, что должно привести к рационализации инфраструктуры системы здравоохранения и повышению эффективности использования ресурсов; преобразования в системе ОМС, которые позволят сформировать более эффективные механизмы контроля за выплатой пособий по временной нетрудоспособности, усовершенствовать порядок предоставления санаторнокурортного лечения, снизить административные затраты; обеспечение одинакового качества медицинских услуг на всей территории страны, подготовка единых медико-экономических стандартов оказания помощи; перевод здравоохранения исключительно на страховое финансирование.
Социальные внебюджетные фонды в настоящее время - ресурсы, предназначенные для оказания социальных услуг населению. Во внебюджетных фондах мобилизуется значительный объем финансовых ресурсов, имеющихся в государстве. В настоящее время доля средств, поступающих
в государственные внебюджетные фонды, в финансовых ресурсах государства составляет примерно 12%:.
Государственная политика по совершенствованию деятельности государственных внебюджетных фондов касается эффективного развития системы пенсионного, социального и медицинского страхования. Основными проблемами внебюджетных фондов в настоящее время являются: низкая дифференциация пенсионного обеспечения, отставание пенсионного обеспечения от прожиточного минимума; низкий уровень пособий по временной нетрудоспособности и обеспечение расходов собственными источниками доходов. Основные меры по решению проблем: совершенствование законодательства о пенсионном возрасте; разделение источников выплат; совершенствование механизма управления средствами фондов; стимулирование доходов, обеспечивающих источники средств фондов.
Конечно, система социальных внебюджетных фондов России требует реформирования, совершенствования сбора и распределения страховых взносов с целью более полного удовлетворения потребностей граждан и государства в целом. Улучшение этой системы приведет к благополучной ситуации внутри страны. Кроме экономически обоснованных методов решения проблем, необходимо применять различные идеи, которые будут грамотно продуманы и просчитаны, желательно на несколько лет вперед.
М. В. Позднякова, А П. Анкудинова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 15062