Определение приоритетных направлений расходования бюджетных средств - очень важная и ответственная задача государства, так как от выбора зависит, насколько полно будет профинансировано то или иное направление статей бюджета.
В бюджетном Послании Президента на 2011 г. было отмечено, что будет продолжена программа модернизации образования. Необходима ориентация бюджетных расходов не на содержание сети учреждений, а на обеспечение результативности их деятельности. Другими словами, на сегодняшний день является актуальным качественное образование, а насколько образование будет качественным - это во многом зависит от профессиональной квалификации педагогов и от мотивации.
Считаем, что при формировании Федерального бюджета на 2012 г., одним из приоритетных направлений расходования бюджетных средств должно стать «Образование». Данное направление отражает стратегические цели развития страны. Ведь вклад в образование сегодня - это инвестиции в будущее. От того, насколько современным и интеллектуальным удастся сделать общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее образование, будет зависеть благосостояние будущих поколений.
Согласно функциональной классификации расходов бюджетов РФ, раздел «Образование» отражает направление расходов на процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства и состоит из девяти подразделов.
Расходы бюджета направляются на развитие дошкольного образования, общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования, на переподготовку и повышение квалификации служащих и специалистов учебных заведений. По подразделу «Молодежная политика и оздоровление детей» предполагаются расходы по организации оздоровительной компании детей и подростков, молодежной политике. По подразделу «Прикладные научные исследования в области образования» отражаются расходы на развитие прикладных научных исследований научных организаций и высших учебных заведений.
Сегодня в нашей стране расходы на образование невелики и согласно анализу Федеральных бюджетов последних лет, составляют 3,6% от ВВП и 4-5% расходов Федерального бюджета. Для сравнения, государственные расходы на образование в Дании составляют 8,3% от ВВП, в Бельгии 5,7% от ВВП, в Германии 4,7% от ВВП. Считаю, что необходимо увеличить финансирование образования не только для того, чтобы добиться тех же результатов, что в развитых странах, но и для повышения грамотности населения. Этого требует экономика. Необходимы новые разработки в инновационных, инвестиционных, финансовых направлениях, но пока нет мотивационной составляющей, «умы» будут утекать из страны, будут работать на другую страну, которая предложит больше денег.
Недостаточные инвестиции в образование, низкий уровень информатизации, недостаточно развитая инфраструктура учебных заведений - это неполный перечень недостатков, которые характеризуют состояние в образовании сегодня. К тому же, уровень заработной платы работников сферы образования ниже, чем на предприятиях промышленности, и педагоги вынуждены работать на несколько ставок. О каком качестве образования, на разных уровнях, можно говорить? Наши ученые уезжают из страны. Молодые исследователи перебираются в основном в США, где для них созданы благоприятные условия. Доля наукоемкой промышленности в США - 90%, в Германии - 80%, в Японии - 75%, в России - 9,4%. Отечественная наука финансируется по остаточному принципу.
В 2012 г. на фундаментальную науку заложено 0,85% бюджета, в 2013 - 0,6%, а в 2014 - 0,4%. ООН для развивающихся стран рекомендует 1,5%. Надо увеличить расходы на образование! Образование и наука - это начало всех начал.
Чтобы повысить уровень жизни россиян, необходимо значительно увеличить финансирование на образование. Выбор в качестве приоритетного направления расходования бюджетных средств «образование», поможет не только улучшить материально-техническую, научную базу учебных заведений, но и осуществить переход к новым технологиям в образовании, что сделает наше образование конкурентоспособным в мире. Учебные заведения будут готовить и выпускать высокообразованных и востребованных выпускников, которые принесут пользу государству. Развитие образования напрямую отразится и на культуре нации. Нам намного приятнее, когда нас окружают культурные, образованные люди. Таким образом, я за образование. Расходы в том направлении помогут улучшить условия и качество российского образования. Это вложение в самое ценное в государстве - в ее гражданина.
Д. А. Оплетаева, Н. Е. Хамидуллина
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2764