Наиболее приоритетным направлением расходования бюджетных средств на сегодняшний день для нас является такая статья расходов бюджета как здравоохранение. Выбор именно такой темы обусловлен тем, что нас, как жителей крупного мегаполиса, система российского здравоохранения не обошла стороной. При этом возникают достаточно противоречивые чувства от оказанных услуг, позиционирование нашей медицины как бесплатной, должно означать, что все расходы по предоставлению медицинских услуг (конечно определенно оговоренных) должно брать на себя государство. Эффективность данной статьи расходов то и дело ставится под вопрос средствами массовой информации. Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» вызвал много споров, вплоть до того, что разработчики проекта закона были обвинены в бесконечной далекости от народа (Л. Рошаль: «Документ, очевидно, писали люди, никогда не посещавшие обычных медучреждений»). Проблема здравоохранения, как видно, состоит не только в недостаточном финансировании этой статьи расходов, ее корни лежат в самой системе организации российской медицины. Желание внедрить элементы рыночных отношений в государственные больницы и поликлиники не совсем понятно работающему в них персоналу, казалось бы все предельно ясно: больной обращается в медицинское учреждение - врач оказывает услугу, больной получает квалифицированную помощь - врач достойную оплату. Здесь начинается недопонимание: почему работник государственного здравоохранения получает за аналогичную услугу в три раза меньше, чем работник частной клиники? Само определение «медицинская услуга» подразумевает ее оказание обслуживающим персоналом, а для той возрастной категории врачей, которая сейчас работает в бесплатной медицине, отождествление их профессии со сферой услуг, мягко говоря, неприятно. К вопросу возраста медперсонала
ощущается огромная нехватка молодых специалистов в госучреждениях, причина опять-таки проста - низкая оплата труда. Отсюда вытекает еще одна проблема: распространенность платных услуг. Основной источник дохода по платным услугам - это личные средства граждан за медицинские услуги. К сожалению, отмечается наличие соплатежей населения по видам помощи, входящим в территориальную программу (это и консультации специалистов, обследование, приобретение расходных материалов и лекарств в стационаре). Люди не должны платить за это. но платят. И чем дальше, тем больше. С другой стороны, финансирование здравоохранения, например, города Екатеринбурга по итогам 2010 г. составило 11,0 млрд р. - сумма не маленькая, значит главный вопрос: эффективно ли используются выделенные средства.
Таким образом, для решения проблемы неэффективности бюджетных расходов на здравоохранение нужен комплексный подход. Начинать нужно с реформирования самой системы - для этого должно определиться: бесплатная государственная медицина или частная, с функционированием на рыночных условиях, так как симбиоз бесплатной и платной медицины в государственных и муниципальных учреждениях в настоящее время неэффективен. Вторым важным шагом является поднятие престижа медицины, профессии врача в России. Это должны быть стратегические планы развития медицины. Это полноценная модернизация лечебных учреждений, информатизация здравоохранения, обеспеченность стандартов оказания медицинской помощи (включающая расходы на заработную плату персонала, лекарственные препараты, расходные материалы и другое) - качественное государственное финансирование должно быть основой для развития системы здравоохранения.
М. А. Назипова, Н. Е. Хамидуллина
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1343