На сегодняшний день в нашей стране сложилась такая ситуация, когда с одной стороны, мало кто знает, как правильно платить налоги, с другой - мало кто понимает, как эти налоги взимать. Усилия Государственной налоговой службы по развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых инспекторов и налогоплательщиков, видимо, можно признать героическими. Между тем, налоговый механизм весьма непрост, даже если отвлечься от налоговых реформ, проводимых в нашей стране.
Первая группа проблем - это совершенствование налоговых определений и понятий. Известно, насколько некорректны некоторые из определений, данные в действующем Законе «Об основах налоговой системы Российской Федерации». В статье 2 этого закона таким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеж дается одно общее определение, что противоречит правилам элементарной логики. Определение понятия «плательщик налога» неполно. А определение объекта налогообложения дано путем перечисления возможных объектов без выделения общих признаков, присущих этому явлению.
Никакой другой государственный орган не обладает такой подробной информацией о недостатках налогового законодательства, его спорных положениях и неясностях, как налоговая служба, поэтому ни она, ни Минфин, ни Таможенный комитет не могут быть отстранены от участия в разработке и издании правоприменительных актов по налогам.
Если же заострить свое внимание на проблемах определенных налогов, то особое внимание привлекают ресурсные платежам. Для того чтобы обеспечить полноту уплаты платежей при пользовании природными ресурсами, необходим контроль за исчислением ресурсных налогов. В настоящее время, к сожалению, порядок взимания ряда действующих платежей производится не в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Требуют правового урегулирования, к примеру, отношения в области взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Признание платы за негативное воздействие на окружающую среду платежом неналогового характера и отсутствие контроля за его уплатой, практически создали ситуацию, при которой поступление платежа в бюджет зависит только от добросовестности плательщика. Это создает серьезные проблемы в осуществлении контроля и взимания платы, как в текущем году, так и за предыдущие периоды. Аналогичная ситуация и с лесными платежами, которые вообще не прописаны в Налоговом кодексе РФ, что очевидно является большим минусом.
Еще одна группа проблем, которую необходимо разрешить в налоговом кодексе, касается взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками. Налоговые органы - это властные органы, их властные полномочия должны осуществляться в рамках строгих правовых процедур. Отсутствие таких процедур - один из самых крупных недостатков налогового законодательства, которое может послужить путем для откровенного произвола. Наблюдается явная несбалансированность между властными полномочиями налоговых органов и правами налогоплательщиков. Да, можно обратиться в суд, но ведь и наша судебная система далека от совершенства, особенно по своим материально-техническим возможностям.
Необходимо, чтобы права и обязанности обеих сторон налоговых правоотношений были не просто продекларированы, а также были снабжены указаниями на правовые последствия их нарушения и неисполнения. Например, если на налоговый или другой государственный орган возлагается обязанность информировать налогоплательщика об изменениях в налоговом законодательстве или о тех налогах, которые он должен уплачивать, то необходимо указать, какие последствия наступят, если налогоплательщик неправильно подсчитает налоговые суммы или не уплатит вовремя тот или иной налог по вине налогового органа.
Совершенно не урегулирован на законодательном уровне вопрос о порядке осуществления налогового контроля. Нет никаких указаний о периодичности и продолжительности налоговых проверок, о формах и процедурах участия налогоплательщиков в рассмотрении актов проверок,
порядке и сроках принятия решений и т. д.
Подводя итог можно сказать, что это лишь небольшой круг проблем, касающихся правовой базы налогообложения в России. Пока не будет выработано целостной системы реформирования налогообложения и его правовой формы, результатов и существенных изменений, как таковых, мы не увидим.
А. К. Мухтдинова, Н. Е. Хамидуллина
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 4518