СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Проблемы бюджетного законодательства. Дискуссионные вопросы.

В состав бюджетного законодательства РФ входит:

Бюджетный кодекс РФ, федеральный закон о федеральном бюджете;

федеральные законы о государственных внебюджетных фондах;

законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондах;

муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах;

иных федеральных законах, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актах, регулирующих правоотношения во всем многообразии деятельности по формированию, утверждению, исполнению бюджетов всех уровней бюджетной системы и контролю за использованием бюджетных средств (ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Как видно из вышеизложенного, высокий статус этой отрасли права определяется его прямым влиянием на жизнь каждого гражданина страны, исполнение обязательств государства перед обществом, влиянием на экономические процессы государства.

При этом, чтение выше названных законов и Кодекса представляет из себя увлекательное занятие сродни чтению детективных романов, а уж про его анализ и говорить не приходится.

В структуре бюджетного законодательства Российской Федерации Бюджетный кодекс занимает основополагающее место (последний абзац ст. 2 БК РФ).

А самой главной проблемой является его непрерывное изменение и дополнение. Достаточно посмотреть в редакции какого количества законов функционирует действующий Бюджетный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 января 1999 г.

По состоянию на 01.11.2011 принято 78 объемных по содержанию федеральных законов дополняющих, изменяющих, уточняющих его положения и даже предлагающих новые редакции.

Процесс непрерывного изменения Бюджетного Кодекса РФ выполняет функцию профессионального отбора финансистов - хорошим финансистом, даже в условиях стабильного законодательства, невозможно быть без аналитических способностей и умения анализировать законодательные акты.

Ряд противоречий касается доходов бюджета.

В этой связи следует отметить некорректность трактовки Бюджетным кодексом РФ (ст. 47) и Федеральным законом № 1Э1-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 55) понятия «собственные доходы бюджетов». К их числу они относят не только налоги и неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, но и доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений.

Этот обширный перечень собственных доходов составляет львиную долю общей суммы доходов местного бюджета. При этом истинно собственные доходы составляют, например, в бюджете муниципального образования «город Екатеринбург» 2010 года 71,52% (налоговые 51,49% + неналоговые 20,03%).

По моему мнению, к собственным доходам можно относить те доходы, на базу которых органы местного самоуправления могут оказывать влияние и регулировать их поступление.

В идеале, к собственным доходам следовало относить местные налоги (в бюджете муниципального образования «город Екатеринбург» 2010 г. 10,45% от общей сумме доходов 2010 г.) и неналоговые доходы за исключением штрафов (20,03%).

Итого реально собственные доходы бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» 2010 г. составили бы 30,48% от общего объема доходов.

Данный факт свидетельствует о значительной зависимости бюджета города от межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней

объем безвозмездных поступлений составляет 28,48% от общего объема доходов 2010 г. бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» при существующем понятии «собственные доходы». И обнажает еще одно противоречие БК - данная зависимость предполагается существующим порядком формирования доходов бюджетов.

Отдельной проблемой, общей для местных налогов и доходов от использования муниципального имущества является предоставление льгот по платежам в местный бюджет федеральными и региональными законодательными и нормативными актами.

В соответствии с Федеральным законом № 131 - ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов отнесены вопросы по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.

Но принимается Закон РФ от 22.07.2008 № 159 - ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности и арендуемого субъекты малого и среднего предпринимательства...» обязывает органы местного самоуправления обеспечить этим субъектам преимущественное право выкупа арендуемого недвижимого муниципального имущества, в любое по их по желанию время, что ведет к значительным потерям, как неналоговых доходов бюджета города в текущем году, так и доходной базы в последующем. А доходы от использования муниципального имущества, и частности, от аренды объектов муниципального нежилого фонда, которые подлежат отчуждению по данному закону, стабильно обеспечивали бюджет города доходами: в 2010 г. это 7,92% в общем объеме доходов и 39,56% в неналоговых доходах.

Большое количество земель освобождено от уплаты земельного налога по статье 395 Налогового Кодекса РФ. Огромный перечень лиц, освобожденных от уплаты налога на имущество физических лиц, определен статьей 4 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 (ред. от 28.11.2009 г.) «О налогах на имущество физических лиц». Этим нарушается принцип самостоятельности бюджетов.

Осуществление местного самоуправления невозможно без законодательного закрепления их финансовой основы. Положения о бюджетных и налоговых правах органов местного самоуправления содержатся в Конституции РФ. Так, частью 1 ст. 132 Конституции «органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы». Часть 2 этой же статьи требует при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями передачи необходимых для их осуществления средств.

Статья 133 гарантирует местному самоуправлению право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Тем самым заложены принципиально значимые правовые основы самостоятельности местного самоуправления в решении финансовых вопросов. Но существует определенная проблема, которая заключается в том, что в Конституции РФ нет раздела, посвященного межбюджетным отношениям. Многие аспекты межбюджетных взаимоотношений регулируются принимаемыми ежегодно законами о федеральном бюджете, но в них оговариваются вопросы, связанные только с федерацией и ее субъектами, т. е. получается, что в России на федеральном уровне закреплена двухуровневая система бюджетных взаимоотношений.

Из вышеизложенного следует, что проблемы бюджетного законодательства носят как частный, так и системный характер.

Следует отметить, что в Российской Федерации принята и проводится бюджетная реформа, в ходе которой многие противоречия бюджетного законодательства уже нашли свое решение. Надеюсь, что обозначенные выше проблемы, так же, будут решены.




И. В. Мурзаков, Н. Е. Хамидуллина Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Кадастровый учет недвижимости, кадастровые инженеры': 842