В РФ за последнее десятилетие произошли существенные изменения в системе и структуре органов государственной власти, в правовом регулировании их деятельности. Административная реформа коснулась практически все сферы функционирования государственных органов, и одним из основных направлений является финансово-контрольная деятельность государства. Для реализации указанного направления финансовой политики в России в 1995 г. был создан специализированный орган федерального финансового контроля - Счетная палата РФ, а позденее появился целый комплекс специальных министерств и ведомств. Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.
Финансовый контроль - это контроль над легальностью и целесообразностью действий в области формирования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов. Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также обнаружения результатов управленческих воздействий на управляемый объект. Таким образом, контроль служит важным способом обеспечения законности проводимой финансовой деятельности. Проблема развития и совершенствования государственного финансового контроля в современных рыночных условиях приобрела для государства одно из важнейших значений. На сегодня одним из проблемных вопросов осуществления финансового контроля является оценка его эффективности. Проблемы финансового контроля в современной действительности занимает ключевое место, но не стоит забывать, что единая система государственного финансового контроля - это не строгая иерархия органов финансового контроля и их соподчиненность, а единство целей и принципов. Принципы финансового контроля, которые легли в основу организации государственного финансового контроля в Российской Федерации, были приняты IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. в городе Лиме (Франция). Данные принципы нашли свое отражение в Лимской декларации руководящих принципов контроля, основными из которых являются следующие: принципы законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.
Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется с помощью законодательных (представительных) органов и представительных органов местного самоуправления, так и с помощью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Из этого вытекает одно из ключевых направлений совершенствования государственного контроля, а именно исключение дублирования действий контрольных органов.
Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.). Однако следует заметить, что федерального закона «О финансовом контроле в Российской Федерации» все еще нет. Хотя данный вопрос неоднократно поднимался как в юридической и экономической литературе, так и на уровне высшей государственной власти. Необходимо отметить, что в современных условиях своего решения требует законодательное обеспечение внутрихозяйственного финансового контроля, нынешнее состояние которого позволяет говорить лишь о его создании, а не о развитии.
Различным аспектам проблемы регулирования финансовоконтрольной деятельности в разное время уделялось внимание в трудах ученых в области общей теории государства, административного права, а также финансового права. Так в работах Н.Г. Василенко (доктора юридических наук и лауреата премии Правительства РФ в области науки и технике) выделяются основные факторы, ограничивающие действенность государственного финансового контроля в РФ, к ним относятся:
отсутствие четкой и полной нормативно-правовой базы;
неопределенность статусов органов финансового контроля, их роль и место в системе финансового контроля;
отсутствие единой информационной базы и единого методологического подхода к определению финансового контроля.
Необходимо также заметить, что материально-техническая и социальная база деятельности государственных контролеров на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно заключить, что финансовый контроль в России требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность. Необходимо определение механизма взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполнительной власти, с целью повышения действенности и эффективности финансового контроля в РФ.
Ю. И. Миронова, Н. С. Нечеухина
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 15130