Страхование играет очень важную роль в жизни общества с рыночной экономикой. Страхование в России в современных условиях развивается по совершенно другому пути, отличающемуся от того, который существовал при СССР. Поэтому для каждого человека, независимо от его образования и материального положения, необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты своих интересов.
Цель работы: рассмотреть пути формирования доходной и расходной части бюджета фонда социального страхования и на основании этого предложить возможные перспективы реформирования фонда.
ФСС является специализированным финансово-кредитным учреждением при правительстве РФ, созданным в целях управления средствами государственного социального страхования в РФ.
Задачами ФСС является:
гарантированность государством социальных пособий;
страхование от профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве;
проведение медицинских осмотров работников, занятых в производственной сфере (вредные производственные факторы);
санитарно-курортное обслуживание работающих граждан и детей;
обеспечение людей с ограниченными возможностями техническими средствами реабилитации;
выдача родовых сертификатов;
организация работы по повышению квалификации, занятых в области государственного социального страхования;
обеспечение финансовой устойчивости фонда;
Рассмотрим пути формирования бюджета ФСС;
Доходы ФСС формируются из следующих источников: страховые фонды; ассигнование из федерального бюджета (лицам, пострадавшим от радиационных аварий); доходы от инвестирования средств фонда в ликвидные ценные бумаги и банковские вклады; добровольные взносы физических и юридических лиц; другие пути поступлений.
Доходы бюджета Фонда социального страхования РФ соответственно равны: 2008 г. - в сумме 305,7 млрд р., или 116,5% к уровню 2007 г. (прирост 16,5%); 2009 г. - 346,47 млрд р., или 113,3% к уровню 2008 г. (прирост 13,3%); 2010 г. - 389,96 млрд р. или 112,6% к уровню 2009 г. (прирост 12,6%).
Наиболее значимые составляющие структуры доходной части ФСС РФ:
доходы по обязательному социальному страхованию: 2008 г. -
млрд р., прирост 25,8% к уровню 2007 г.; 2009 г. - 250,7 млрд р., прирост 15,3% к уровню 2008 г.; 2010 г. - 288,4 млрд р., прирост 15,1% к уровню 2009 г.;
доходы по обязательному социальному страхованию от профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производства: 2008 г. -
млрд р. или 99,3% к уровню 2007 г.; 2009 г. - 51,24 млрд р., или 115,3% к уровню 2008 г.; 2010 г. - 55,8 млрд р. или 108,9% к уровню 2009 г.;
межбюджетные трансферты из федерального бюджета: 2008 г. - 27,2 млрд р. или 99,6% к уровню 2007 г.; 2009 г. - 28,1 млрд р. или 103,2% к уровню 2008 г.; 2010 г. - 34,98 млрд р. или 124,6% к уровню 2009 г.
Расходы ФСС РФ идут на:
выплату пособий: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; рождение ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком (до исполнения 1,5 лет); единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женскую консультацию в период до 12 недель беременности; на погребение; оплата дополнительных выходных дней одному из родителей, по уходу за ребенком с ограниченными возможностями до достижения последним 18-летнего возраста;
оплата путевок в санаторно-курортные учреждения для работников и их детей как в пределах РФ, так и в страны СНГ (при условии отсутствия аналогичного в РФ);
частичное содержание, получивших лицензию санаторнокурортных учреждений, находящихся на балансе страхователей;
частичное содержание ДЮСШ;
оплата проезда (в оба конца) в профилактории и пансионаты;
обеспечение и содержание фонда;
организация научно-исследовательской работы в области охраны здоровья;
финансирование программ международного сотрудничества.
Расходы ФСС в период с 2008-2010 гг. составили: 2008 г. -
323,9 млрд р. или 112,7% к уровню 2007 г.; 2009 г. - 356,1 млрд р., или 109,9% к уровню 2008 г.; 2010 г. - 389,5 млрд р. или 109,4% к уровню
г.
Наиболее значимые статьи расходной части ФСС РФ:
на обязательное социальное страхование: 2008 г. - 232,2 млрд р., прирост 16,3% к уровню 2007 г.; 2009 г. - 259,6 млрд р., прирост 11,8% к уровню 2008 г.; 2010 г. - 288,4 млрд р., прирост 11,1% к уровню 2009 г.;
на обязательное социальное страхование от профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве: 2008 г. - 47,8 млрд р., прирост 10,9% к уровню 2007 г.; 2009 г. - 51,9 млрд р., прирост 8,6% к уровню 2008 г.; 2010 г. - 55,3 млрд р., прирост 6,6% к уровню 2009 г.
Рассмотрев основные статьи доходов и расходов ФСС можно подвести выводы и высказать мнение о дальнейших перспективах развития ФСС РФ.
На данный момент времени в России существует большое количество специальных фондов, как государственных, так и самостоятельных частных. Среди них ведущую роль занимают государственные внебюджетные фонды.
Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Данный фонд предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья, медицинскую помощь и другое.
ФСС является частью государственного внебюджетного фонда. Он имеет большое социально-экономическое значение, как в масштабах страны, так и для конкретно взятого человека. Совершенствование системы ФСС является необходимостью, что же можно предложить в этом случае:
установление максимального размера пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за детьми-инвалидами, по беременности и родам с учетом существующего уровня инфляции;
корректировка объемов средств, передаваемых на финансирование повышения квалификации работников фонда и научно-исследовательских работ по вопросам охраны здоровья;
увеличение объема средств, выделяемых федеральным бюджетом, на обеспечение техническими средствами реабилитации людей с ограниченными возможностями;
увеличение размера родовых сертификатов в части оплаты медицинской помощи в период родов.
И. Н. Маркина, Е. В. Карпова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 5644