В настоящее время около 80% субъектов РФ являются получателями межбюджетных трансфертов. Сохраняется значительное количество бюджетов, сильно зависящих от дотаций из федерального бюджета. Следует отметить, что число регионов, уровень безвозмездных поступлений, в доходах бюджетов которых составляет более 50%, остается значительным (см. таблицу).
Сравнительный анализ структуры доходов бюджетов субъектов РФ в 2009-2011 гг., “/о1
Наименование 2009 2010 2011
Налоговые Безвозмездные Налоговые Безвозмездные Налоговые Безвозмездные
и неналоговые доходы поступления и неналоговые доходы поступления и неналоговые доходы поступления
Республика
Ингушетия 7,03 92,97 10,91 89,09 11,42 88,58
Карачаево-
Черкесия 28,60 71,40 34,44 65,56 40,20 59,80
Магадан
ская
область 32,83 67,17 33,54 66,46 40,71 59,29
Республика
Калмыкия 35,92 64,08 43,58 56,42 44,92 55,08
Республика
Адыгея 35,15 64,85 40,65 59,35 47,13 52,87
Кабардино-
Балкария 39,71 60,29 44,63 55,37 42,87 57,13
Еврейская
АО 50,41 49,59 43,58 56,42 46,28 53,72
1 Составлено автором по: Открытый бюджет России [Электронный ресурс]. Режим доступа : openbudget.ru.
Из-за невысокой налоговой самостоятельности субфедеральные органы власти, вместо того, чтобы наращивать собственную доходную базу, конкурируют между собой за получение безвозмездных поступлений из бюджета .
В настоящее время в РФ нет значительных налоговых платежей, которые можно было бы отнести к собственным региональным налоговым доходам. Налоговая база жестко регулируется федеральным законодательством. Что же касается ставок, то даже если они не установлены конкретными федеральными нормативными актами, то в региональных актах всегда предусматриваются жесткие пределы их возможных значений .
Для укрепления налогового потенциала региона, обеспечения устойчивого экономического роста, долгосрочных стимулов к конкуренции между региональными властями в развитии экономической активности и привлечения инвестиций должны быть осуществлены следующие мероприятия региональных органов власти:
расширение действующего бюджетного и налогового законодательства РФ в области расширения фискальных полномочий. Для этого предлагается исключить возможность внесения изменений на федеральном уровне в бюджетное и налоговое законодательство в части налогов и сборов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, приводящих к снижению налогооблагаемой базы;
Увеличение доли собственных налоговых доходов в бюджетах субъектах РФ за счет закрепления части федеральных налогов на долгосрочной основе (включить НДФЛ в региональные налоги; использовать НДС для целей выравнивания доходной базы субфедеральных бюджетов). Результатом должно стать недопущение ненужного увеличения бюджетных дотаций, предоставляемых бюджетам территорий;
перераспределение полномочий субъектов власти по управлению ряда налогов через передачу налоговых полномочий из центра на уровень регионов и муниципальных образований. Результатом должно стать повышение самостоятельности и ответственности субъектов власти перед налогоплательщиками за качество предоставляемых общественных благ1.
Осуществление всего комплекса предлагаемых мер в целостной системе дает возможность эффективно решить большинство ключевых проблем функционирования бюджетов различных уровней бюджетной системы России.
М. О. Мазунина, Е. А. Смородина
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2045