Все составляющие налоговой политики РФ находятся в постоянном развитии. Это объясняется тем, что в стране ежегодно принимаются ряды законов, вносятся изменения или дополнения в существующие нормативно-правовые акты. И местное налогообложение в этом случае не является исключением.
В последнее время происходит распределение полномочий между органами федеральной, региональной и местной власти. Цель такого распределения - предоставить органам местного самоуправления определенную свободу в установлении налогов на своей территории и одновременно пресечь возможность необоснованного увеличения налогового бремени. Вместе с тем налоговым органам администрировать местные налоги достаточно сложно, поскольку представительные органы муниципальных образований вправе определять налоговые ставки, налоговые льготы, порядок и срок уплаты в пределах, предусмотренных НК.
В течение длительного периода времени эта проблема в России была предметом системных противоречий между федеральным центром и руководством субъектов РФ. Главная причина заключалась в отсутствие научно обоснованной методологии распределения налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета между центром и регионами.
Так, с введением в действие НК РФ в законодательстве реализован принцип единства налоговой политики государства, проявляющийся в установлении закрытого перечня как региональных, так и местных налогов и сборов (не допускается устанавливать налоги и сборы, не предусмотренные ст. 14 и ст. 15 НК РФ). Данное направление реализации налоговой реформы можно оценить положительно. Установление исчерпывающего перечня региональных и местных налогов и сборов должно способствовать сохранению единства Российского государства.
Однако предусмотренное НК РФ резкое сокращение количества местных налогов ослабляет и без того низкую доходную базу местных бюджетов. В зарубежной практике общепринятым критерием распределения компетенции по налогам между органами власти является мобильность объектов. К исключительной компетенции местных органов власти принадлежит налоговое регулирование земли, собственности, недвижимого имущества, поскольку оно наименее мобильно.
Необходимо отнести в состав местных налогов на имущество организаций и отказаться от практики централизации части земельного налога не только на федеральном, но и на региональном уровне. С 2003 г. на федеральном уровне такая централизация не предусматривается. Это позволит смягчить проблему формирования доходов местных бюджетов.
Нуждается в корректировке и нормативная основа взимания местных налогов. НК РФ существенно ограничивает права местного самоуправления по установлению местных налогов, поскольку лишает их возможности устанавливать иные элементы, кроме налоговых ставок и льгот. Предоставление местным органам власти прав по регулированию всех элементов по местным налогам обеспечит конституционные права и реальную самостоятельность муниципальных образований в формировании финансовой основы.
Перспективные направления изменения налогообложения земельных ресурсов связаны с объединением земельного налога, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц в единый налог на недвижимость. Однако эксперименты по его введению, проведенные в Новгороде и в Твери, показали ряд серьезных проблем. В частности, необходимо выполнить значительную по объему и срокам подготовительную работу, включая обеспечение информационного взаимодействия налоговых органов с органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, наладить учет всех объектов недвижимости, разработать нормативноправовую базу. В этой связи вопрос о введении налога на недвижимость может рассматриваться как задача на более позднюю перспективу.
Налогообложение имущества физических лиц в налоговой системе РФ - наиболее слабо отрегулированная область налоговых отношений и как результат - крайне низкий уровень налоговых поступлений (его удельный вес в доходах консолидированного бюджета РФ в последние годы составлял около 1%).
В перспективе в нашей стране фискальная роль налога на имущество физических лиц должна возрасти. Реформирование данного налога предполагается вести в направлении значительного роста ставки, дифференциации ее в зависимости от вида строений, целей использования (жилое или хозяйственное назначение) и исчисления объекта обложения в оценке рыночной стоимости. Кроме того, этот налог будет трансформирован в налог на недвижимость (слияние с земельным налогом).
В целом, несмотря на постоянно вносимые поправки в НК, можно утверждать, что основной этап реформирования налоговой системы России в настоящее время близок к завершению. В результате чего сформирована принципиально новая законодательная база, регламентированы все налоги и сборы, сформирована система налогового администрирования. Основная цель дальнейшего совершенствования налоговой системы РФ заключается в повышении эффективности ее функционирования.
Е. Г. Куропаткина, Н. Е. Хамидуллина
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2008