СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Налог как эволюционирующая категория

С момента появления налогов и до наших дней не прекращаются споры о тяжести, налагаемой на их плательщика, а также об их оптимальной величине, - не слишком обременительной для налогоплательщика и достаточной для финансирования потребностей государства.

Еще отец современной политической экономии Адам Смит, выдвигая налоговые принципы, отмечал, что «субъекты каждого государства должны делать пожертвования, ... в пропорции к доходу, которым они наслаждаются под защитой государства» (принцип справедливости), и что «каждый налог должен быть изобретен . настолько малым, насколько это возможно вдобавок к тому, что он приносит в казну государства» (принцип эффективности) .

Относя налог к сложной, комплексной и многофункциональной категории, возникшей вместе с товарным производством и появлением государства, налоговые теории по-разному трактовали понятие налога в зависимости от экономического прогресса в обществе. Так, например, представители теории наслаждения (первая половина 19 в.) считали, что налог

это цена, уплачиваемая гражданином за получаемое им наслаждение в виде общественного порядка, правосудия, дорог, просвещения и др. В теории жертвы (19 в. - начало 20 в.) первостепенным являлся принудительный характер налогов при отсутствии каких-либо эквивалентов со стороны государства за их уплату, в результате чего налог превращался в пожертвование поданных своему государству. Если в первой половине 19 в. кейнсианская теория трактовала налоги, как один из главных рычагов регулирования экономики, то уже в монетаристской теории второй половины 20 в. считается, что через них взимается излишнее количество денег.

Наличие различных определений налога послужило для М. В. Романовского доказательством того, что понятие налога является эволюционирующей категорией, содержание которой изменяется вслед за развитием породившего его государства ». Согласно его мнению, «конкретное содержание налога всегда определяется тремя факторами: экономическим строем общества, социальной политикой государства, конкретными целями стратегии развития государства ». Также эволюцию налогов в определенной степени отражают многообразие налоговых классификаций группировок и признаков, положенных в основу различными исследователями .

«Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог - понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское ».

Такой же позиции придерживается и Н. В. Бухадеева, выделяя в научных взглядах на природу налога рассмотрение его как категории не только экономической, что соответствует, по ее мнению, представлениям Л. П. Окуневой, Л. П. Павловой, М. В. Романовского, Д. Г. Черника, но и правовой (А. В. Брызгалин), и философской (Т. Ф. Юткина) .

В. Г. Пансков рассуждает о налоге как о комплексной категории: экономической, выражающей реально существующие отношения, связанные с процессом изъятия части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода;

финансовой, поскольку с помощью налогов мобилизуется и используется посредством системы государственных расходов часть стоимости совокупного общественного продукта, что является частью системы финансовых отношений;

правовой, в которой заключены объективные юридически формализованные отношения государства и налогоплательщиков в форме налогового законодательства, обеспечивая властные правомочия государства .

С. В. Барулин считает, что придание налогам статуса экономической категории неоправданно расширяет границы налоговых отношений, поскольку налоги обслуживают не всю совокупность производственных, экономических и денежных отношений, а только ту их часть, которая связана с образованием и использованием государственных доходов в денежной форме на принудительной (законодательно-правовой) основе. Налоги, в его понимании, так же как и финансы, воспроизводственная категория (они являются активными элементами расширенного воспроизводства), а, следовательно, и объективная финансовая категория, их первопричиной является государство, а необходимым условием и экономической основой - определенный уровень развития товарно-денежных отношений. В налогах тесно переплетаются базисные (денежные) и надстроечные (государственно-правовые) отношения: объективные по содержанию и субъективные по форме .

Уделяя особое внимание философии налогов, Т. Ф. Юткина задается вопросом о генетическом коде налога - том начале, «которое определяет внутренний потенциал налога как некой общественно значимой субстанции бытия », о том, каков «этот потенциал, каким образом его измерить и использовать ». Так же она говорит о дуализме налоговых категорий, содержащих противоречие между объективным началом в каждой из них и теми субъективными формами, на базе которых разрабатываются впоследствии основы налогового законодательства государства. При этом «понятие «дуализм налога» (равно как и любой дугой, но уже более частной налоговой категории, например, налогообложения) выражает, с одной стороны, качественное предназначение налога как добровольной жертвы со стороны каждого в пользу всех, а с другой стороны свидетельствует о его количественной определенности на практике: в какой форме, когда и сколько с каждого ».

С философией налога тесно переплетается его экономическая сущность. Анализируя взгляды на сущность категории «налог» современных теоретиков налогообложения, можно сделать вывод, что экономическая сущность налога характеризуется обязательными индивидуальными, принудительными и безвозвратными законодательно закрепленными денежными отношениями государства с хозяйствующими субъектами, связанными с изъятием государством определенной доли ВВП с целью формирования денежного фонда, необходимого для выполнения государством своих функций.

А. В. Брызгалин выдвигает принцип трехмерного налогообложения, суть которого заключается в необходимости и обязательности дифференцированного подхода в установлении уровня налогового бремени (налоговой нагрузки) для различных сфер и отраслей экономики. Принцип трехмерного налогообложения способен показать, какие налоги можно ввести безболезненно для той или иной сферы экономики, за счет чего может достигаться регулятивная функция налогообложения в экономике (в плане обложения излишеств) .

Таким образом, налог - эволюционирующая категория, развивающая в себе философское, экономическое и правовое содержание и трансформирующаяся по мере развития экономической мысли, государства и общества. От подхода к определению понятия «налог» зависит подход к установлению уровня налогового бремени (нагрузки) для различных отраслей экономики.




Е. С. Куликова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Кадастровый учет недвижимости, кадастровые инженеры': 842