Наиболее часто встречающаяся в экономической практике сложная ситуация - это дефицит бюджета, т. е. превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов - это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов - это критический дефицит.
Возможными причинами бюджетного дефицита являются и огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, не поддающееся общественному учету. Но важнейшее значение имеет возрастание затрат государства в различных сферах социально-экономической жизни, затраты на содержание армии и увеличение военных расходов, затраты на содержание возрастающей численности государственного аппарата. Возрастание бюджетных расходов не компенсируется величиной налоговых поступлений, в силу чего сохраняется и растет бюджетный дефицит.
В программу конкретных мер по сокращению бюджетного дефицита следует включать и последовательно проводить в жизнь такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы притоки денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой способствовали бы сокращению расходов. Сюда относятся:
изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью значительного увеличения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля;
стремление к уменьшению некоторых статей расхода на содержание административно-управленческого аппарата (министерств, ведомств, Администрации Президента Российской Федерации);
упорядочение налоговой системы, уменьшение количества налогов и увеличение собираемости налогов, сборов, таможенных пошлин и т. п. Все это, а также уменьшение ставки налогов, создаст благоприятные условия для обеспечения капиталовложений и, следовательно, оживления производства;
необходимо вести решительную борьбу с инфляцией, добиться стабилизации денежного обращения в стране. Необходим контроль за ценами и заработной платой путем установления пределов их роста;
укрепление финансовой дисциплины, упорядочение расчетов между предприятиями, увеличение рентабельности работы предприятий промышленности и сельского хозяйства;
устранению кризисных явлений также будет способствовать выплата внешних долгов. Одна из важнейших задач - добиться прекращения оседания в зарубежных банках части выручки от экспорта;
нужно добиться уменьшения спада промышленного и сельскохозяйственного производства, его стабилизации. Необходима разработка плана восстановления народного хозяйства;
необходимо увеличить долю бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций и других инвесторов; расширить круг государственных ценных бумаг для населения. Для поддержания сбалансированности внутреннего финансирования рынка должна быть обеспечена необходимая координация выпуска федеральных, региональных, муниципальных займов;
с целью стимулирования иностранных инвесторов, продолжать совершенствование системы финансовых, валютных и таможенных льгот. Это создаст более благоприятный режим для привлечения иностранного капитала в нашу экономику.
Дефицит российского бюджета по итогам января-февраля 2012 г. составил 245,34 млрд р. Об этом свидетельствуют официальные материалы Минфина. В январе дефицит бюджета был зафиксирован на уровне 17,95 млрд р.
В конце февраля заместитель министра финансов страны Татьяна Нестеренко заявила, что по итогам месяца дефицит достигнет примерно 106,6 млрд р. Таким образом, предполагалось, что за два первых месяца разница между доходами и расходами бюджета страны будет около 124 млрд р., или 1,5% ВВП.
Для сравнения, в 2011 г. в январе-феврале в России был зафиксирован профицит бюджета в 52,78 млрд р.
Согласно прогнозу правительства, всего за текущий год дефицит бюджета должен составить 1,5% от годового ВВП, или почти 900 млрд р. Однако 13 марта Нестеренко сообщила, что в Минфине не исключают нулевого дефицита бюджета по итогам года или даже профицита. Она же пояснила, что это может произойти, если страна не будет тратить дополнительные доходы, получаемые за счет роста цен на нефть. Позиция Минфина сводится к тому, что такие доходы должны быть зарезервированы и использованы в случае падения цен на энергоносители на мировом рынке.
Автор согласен с позицией Минфина, поскольку доходы, получаемые за счет роста цен на нефть - одни из главных доходов страны. Их нужно использовать грамотно, покрывая, в первую очередь, дефицит бюджета страны.
А. А. Королёва, С. Ю. Уксусова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2363