На сегодняшний день развитие предприятий малого и среднего бизнеса - одно из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Малому бизнесу просто необходима поддержка со стороны государства в виде льгот, которые бы помогли сократить расходы и увеличить за счет этого доходы организации. Указанные предпосылки обусловили введение в действие главы 26.2 Налогового кодекса РФ «Упрощенная система налогообложения». УСН - специальный налоговый режим, который применяется в Российской Федерации, начиная с 1 января 2003 г. наряду с общепринятой системой налогообложения.
Применение УСНО актуально на протяжении уже 10 лет, соответственно целью работы является проанализировать преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения, а также предложить рекомендации по совершенствованию учета в условиях этой системы.
Одним из главных преимуществ УСН является замена нескольких налогов единым налогом.
Субъектами малого предпринимательства могут быть внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации, физические лица - индивидуальные предприниматели . При отнесении субъекта хозяйственной деятельности к малому предпринимательству необходимо учитывать ряд обязательных условий, установленных Законом, для признания организации субъектом малого бизнеса1. К ним в частности относится структура уставного капитала, средняя численность работников, объем выручки от реализации.
Организация может перейти на упрощенную систему налогообложения в добровольном порядке.
Вновь созданная организация или ИП может применять УСН с того месяца, в котором она организовалась, при этом ей надо всего лишь уведомить налоговые органы о том, что она будет вести бухгалтерский и налоговый учет на УСН.
Вторым очень существенным плюсом является то, что организация может сама выбрать базу, которую она будет применять для исчисления единого налога .
Так же к плюсам можно отнести и возможность применения пониженных ставок налога для объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов .
Декларация по единому налогу сдается один раз в год, по окончании налогового периода (до 31 марта организации и до 30 апреля ИП).
Но наряду с преимуществами системы, встречаются и ее недостатки. Организации, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС, соответственно организации - покупатели не могут принять НДС к выче- ту . Это значительный минус, и вполне возможно, что организации на УСН потеряют часть своих заказчиков, потому, что не каждый из них согласится понижать стоимость товара на сумму НДС. Таким образом, чтобы принять правильное решение, переходить фирме на спецрежим или нет, нужно проанализировать множество факторов, касающихся конкретной компании. Очевидно, что особенно выгодна упрощенная форма налогообложения небольшим фирмам, работающим с покупателями, которым неважно, указан в стоимости покупки НДС или нет (например, при розничной торговле).
Еще одним немаловажным минусом УСН является закрытый список расходов. Когда организация выбирает объект налогообложения в виде доходов за вычетом расходов, она может учесть только те расходы, которые указаны в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Это собственно приводит к тому, что некоторые расходы, прямо не указанные в списке, но произведенные для получения финансового результата, невозможно обосновать законно. Для этого приходится искать похожие расходы в списке и «подгонять» под них эту статью затрат.
При применении УСН могут возникнуть сложности с определением доходов, попадающих в налоговую базу. А на практике часто возникает вопрос, как квалифицировать средства, поступающие в организацию.
Так же следует отметить, что в соответствии с вступающим в силу с 2013 года новым Федеральным Законом «О бухгалтерском учете», организации, применяющие упрощенную систему, не смогут отказаться от ведения бухгалтерского учета .
В течение 2012 г. организациям, применяющим УСНО и отказавшимся от ведения бухгалтерского учета, необходимо восстановить бухгалтерский учет, а на 2013 г. утвердить новую учетную политику в соответствии с ПБУ 1/2008.
Таким образом, упрощенная система налогообложения существенно снижает налоговую нагрузку по сравнению с общеустановленной системой налогообложения, но она не совершенна. Существуют небольшие минусы, исправив которые, можно не только грамотно стимулировать развитие сферы частного предпринимательства, но и выводить доходы малых предприятий и индивидуальных предпринимателей из теневого в легальный бизнес.
Е. В. Корнеева, А. Ю. Попов
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1603