СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Проблемы российского страхового рынка: внешние угрозы и пути их преодоления

2011 г. ознаменовался ростом инвестиционной привлекательности российского страхового рынка. Это событие не внезапно, ему способствовало появление новых обязательных видов страхования, изменение целей, на достижение которых ориентируются страховые компании, а также модернизация существующих страховых продуктов. Однако говорить о том, что страховой рынок твердо идет в гору будет не совсем верно, так как страховщики еще не справились со слабыми сторонами компаний, такими как низкая надежность и капитализация, невысокая клиентоори- ентированность, низкая операционная эффективность. Более того, существуют внешние угрозы, которые могут помешать страховщикам воспользоваться открывающимися перед ними возможностями.

Для оценки перспектив развития российского страхового рынка, проанализируем существующие внешние угрозы для страхования, а также способы их устранения.

Итак, главными угрозами, признаваемыми большинством аналитиков и лидеров российских страховых компаний, являются нестабильность на мировых финансовых рынках; недостаточно высокое качество надзора за страховыми компаниями; отсутствие надзора за страховыми посредниками; демпинг и мошенничество.

Нестабильность на мировых финансовых рынках. В настоящее время трудно предугадать изменения в финансовой сфере даже в рамках краткосрочного периода. Существующие колебания на финансовых рынках России и зарубежья могут отрицательно сказаться на различных финансовых показателях, в том числе на динамике валового внутреннего продукта, объемах банковского кредитования и активности потребителей. Как следствие, это может прервать положительную динамику восстановления спроса на добровольные и вмененные виды страхования (автострахование, страхование от несчастных случаев в рамках потребительского кредитования, страхование залогового имущества, страхование грузов и другие подобные виды).

В случае негативного для страхования развития событий произойдет спад страховой активности, падение страховых взносов, а, следовательно, нехватка ликвидности и повторная волна банкротств страховых компаний.

Недостаточно высокое качество надзора за страховыми компаниями. Не является новым факт, что в отечественном законодательстве есть белые пятна. Современная система требований к страховым компаниям не позволяет уничтожить значительную угрозу стабильности страхового рынка - появление страховых и финансовых пирамид. В 2011 г. прокатилась волна снижения рейтингов надежности страховщиков - от несвоевременного выполнения части текущих финансовых обязательств до банкротства и отзыва лицензии.

В России нет системы раннего предупреждения банкротств страховых компаний. Существующая система предоставления отчетности не позволяют оперативно реагировать на ухудшение финансового состояния страховщика: изменения, которые произошли в компании в ноябре, регулирующие органы могут увидеть лишь в апреле. Это, в свою очередь, приводит к тому, что лицензии приостанавливаются и отзываются уже после наличия жалоб со стороны страхователей, когда изменить ситуацию и восстановить платежеспособность страховщика практически не возможно.

В июне 2011 г. произошло событие, ударившее по имиджу страховых компаний - вступил в силу приказ о приостановке лицензии компании Росстрах (в 2010 г. она имела неплохие показатели - 15-е место по взносам по ОСАГО за год). Всего за 1 полугодие 2011 г. отозваны и приостановлены лицензии у целого ряда розничных страховщиков, таких как СК «Айни» и Инногарант.

Несмотря на то, что общий уровень надежности страхового рынка вырос, созданные в период кризиса страховые пирамиды начали массово покидать рынок. Очевидный результат - ухудшение образа российского страхового рынка в глазах общества

Мошенничество. Аферы на российском страховом рынке стали уже его неотъемлемой частью. Различные страховые схемы, появление и крах страховых пирамид, ужесточение политики урегулирования убытков страховых компаний - все это ухудшает отношение клиентов к страховщикам. Социологами проведено огромное количество исследований, опросов участников страхового рынка, и, как показывают большинство из них, многие страхователи не считают преступлением обман страховой компании . На сайтах в Интернете с легкостью можно найти статьи типа «Популярные способы обмана страховых компаний», «Как обмануть страховую компанию», а на форумах - обсуждения об обманах страхователей и страховщиков .

Существующая судебная практика, которая наказывает страховых мошенников лишь в исключительных случаях, отсутствие единой базы страховых случаев по клиентам страховых компаний, а также пробелы в уголовном законодательстве способствуют развитию страхового мошенничества; в свою очередь активные действия страховых мошенников содействуют росту расходов страховых компаний. В итоге они отражаются на добросовестных страхователях, вынужденных платить завышенные страховые премии. Мошенничество, как со стороны страхователей, так и со стороны страховщиков является одним из главнейших тормозов здорового развития рынка страхования в России, так как приводит к взаимному недоверию и снижает спрос на добровольное страхование.

В совокупности данные угрозы представляют собой еще большую опасность: так, плохой имидж страховщиков вкупе с недостаточно развитой линейкой страховых продуктов будут тормозить рост добровольного спроса на страхование. Проблемы страхового надзора, ненадежность страховых компаний вряд ли позволят уменьшиться количеству банкротств как мелких, так и относительно крупных страховщиков, что отрицательно скажется на имидже российского страхования.

После кризиса 2008-2009 гг. многие компании, и не только страховые, стали открывать у себя отделы риск-менеджмента для анализа существующих рисков и поиска способов их уменьшения. Развитие этого направления является одним из способов борьбы с существующими угрозами: это повысит надежность страховщиков, а также позволит улучшить взаимоотношения с посредниками (брокерами, агентами) в силу качественного контроля и предоставления гарантий.

Для стабильного развития страхового рынка необходимо акцентировать внимание на надежности страховщиков. Это возможно через проведение актуарного аудита, создания служб внутреннего контроля и продолжение создания отделов управления рисками, четкую регламентацию процедуры банкротства компаний. Цивилизованный рынок - рынок без мошенничества или хотя бы с его незначительной долей, поэтому нужно повышать ответственность участников страховой сделки за нарушение законодательства, ведь недобросовестное поведение одного страховщика бросает тень на весь спектр компаний. В первую очередь необходимо создавать прецеденты наказания за страховые махинации, а также законодательно развить понятия страхового мошенничества, его виды и четко устанавливать рамки доступного и возможную ответственность.

Страховой рынок хочет и может развиваться и выходить на новый уровень, но необходимо способствовать этому как государству, так и страховщикам и страхователям. Совместные усилия субъектов страхования - залог его успешного развития в России .




О. В. Корлякова, М. Н. Самсонова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Кадастровый учет недвижимости, кадастровые инженеры': 842