На современном этапе Россия переходит к качественно новому уровню законодательства, в том числе и бюджетному. В 1993 г. произошел распад СССР и страны-участники оказались лицом к лицу с рыночной экономикой, которая диктовала свои правила. Резкий переход от командно-административного управления страной к либеральному сказался практически на всех сферах жизни населения. Также не была подготовлена законодательная база для развития страны в новых условиях. В спешном порядке принималась новая Конституция, новые законы и положения. Некоторые законы были просто-напросто скопированы у зарубежных стран. В частности, первая редакция Налогового Кодекса РФ очень сильно напоминала немецкий аналог. Но Россия развивается по уникальному пути, и перенимание зарубежного опыта не всегда приемлемо.
Постепенно приходило понимание того, что необходимо совершенствовать законодательную базу, подгонять ее под современные условия. Процесс реформирования идет уже достаточно давно, но пока нельзя сказать о полном его завершении. Ежегодно вносятся сотни поправок в нормативно-правовые акты, но «дыры» в законодательстве все еще обычное дело для России. В качестве примера можно привести практику Казначейства России.
В начале этого года органы Казначейства при исполнении судебных актов по денежным обязательствам столкнулись с невозможностью выполнить данные обязательства ввиду отсутствия у должников (воинских частей) лицевых счетов. При анализе ситуации выяснилось, что судебные акты были приняты по денежным обязательствам юридических лиц - федеральных казенных учреждений, не имеющих лицевых счетов ни в органах Федерального казначейства, ни расчетных счетов в учреждениях Центрального банка РФ или в кредитных организациях. Финансовое обеспечение деятельности таких юридических лиц осуществляется управлениями (отделами) Минобороны России по субъектам РФ, которым открыты собственные лицевые счета в органах Федерального казначейства. Однако эти управления (отделы) не несут ответственности по денежным обязательствам указанных казенных учреждений. Анализируя Гражданский Кодекс, можно сделать вывод о том, что формально данные казенные учреждения обладают всеми признаками юридического лица. Проблема скрывалась в другом. Согласно законодательству РФ, каждое юридическое лицо должно быть внесено в реестр юридических лиц, ведением которого занимается ФНС. Однако правила ведения данного реестра не учитывают особенностей бюджетных организаций. В частности, в них нет даже упоминания об органах Федерального казначейства. Ведущийся Федеральным казначейством Сводный реестр получателей бюджетных средств также не является препятствием для создания и существования таких лиц. Таким образом, на сегодняшний день, в Российском законодательстве не существует препятствий для существования таких псевдо- юридических лих. Как мы видим, необходимо усовершенствовать законодательную базу в части регистрации и ведения реестра юридических лиц, в полной мере распределить полномочия по контролю над такими субъектами. И проблемы такого рода должны решаться в комплексе.
Это не единственный пример. Проблем, связанных с несовершенством российского законодательства достаточно много. А функционирование современного цивилизованного государства невозможно без качественной нормативно-правовой базы. Большая работа уже проделана в этом направлении, но, чтобы соответствовать современным условиям, необходимо более оперативно реагировать на изменение ситуации.
В. А. Каргалов, Н. Е. Хамидуллина
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1404