В настоящее время реформирование структуры МВД РФ привело к ее укрупнению, что в свою очередь вызвало необходимость централизации ведения бюджетного учета и внесения изменений в учетную политику, с целью максимально возможного рассмотрения всех аспектов организации и ведения учета.
Подразделения, организации и органы МВД России (далее - органы МВД) входят в систему органов внутренних дел РФ, организуют финансово-хозяйственную деятельность на началах бюджетного финансирования. Сферой деятельности органов МВД является правоохранительная деятельность. Органы МВД содержатся за счет средств федерального бюджета, которые расходуются для финансового обеспечения задач, возложенных государством. Бюджетный учет (далее - БУ) в органах МВД осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - 129-ФЗ), бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, планом счетов БУ, принципами учета, предусмотренными приказом Минфина РФ от 06.12.2010 г. № 162н «Об утверждении плана счетов БУ и инструкции по его применению» (далее - Инструкция).
Согласно 129-ФЗ организация независимо от ее организационноправовой формы должна иметь утвержденную ее руководителем учетную политику (далее - УП). УП разрабатывается и предназначается для формирования полной и достоверной информации о финансовом, имущественном положении и финансовых результатах деятельности органа МВД. УП определятся, как совокупность способов ведения БУ: первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов финансово-хозяйственной деятельности.
УП органа МВД должна включать в себя:
порядок организации БУ, формы первичных учетных документов, применяемых для оформления финансово-хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок учета имущества;
порядок учета финансовых активов и обязательств;
порядок и сроки проведения инвентаризации;
порядок проведения внезапных проверок сохранности денежных средств и имущества;
правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
порядок и сроки представления бюджетной отчетности;
особенности налогового учета для исчисления различных налогов;
если орган МВД наделен полномочиями администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ, то в УП необходимо описать принципы организации исполнения бюджетных полномочий администратора;
рабочий план счетов БУ, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения БУ в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
график документооборота.
Разрабатывая УП, необходимо учитывать, что она распространяется на все структурные подразделения органов МВД и включает в себя все особенности их функционирования, а также должна обеспечивать: полноту отражения в БУ всех фактов финансово-хозяйственной деятельности (требование полноты); своевременное отражение фактов финансовохозяйственной деятельности в БУ и бюджетной отчетности (требование своевременности); тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета (требование непротиворечивости); рациональное ведение БУ (требование рациональности).
При отражении в УП учета материальных ценностей и нефинансовых активов важно правильно определить порядок оценки балансовой стоимости. Кроме того, в УП должен найти свое отражение порядок изменения стоимости основных средств в случае проведения их достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации).
В УП органа МВД при описании учета имущества необходимо уделить внимание: учету основных средств; начислению амортизации; учету драгоценных металлов; учету лома и отходов цветных и черных металлов; порядку списания материальных ценностей; порядку безвозмездного получения имущества; учету материальных запасов; учету продуктов питания; учету горюче-смазочных материалов и запасных частей на автотранспорт; учету вещевого имущества; учету бланков строгой отчетности; учету вычислительной и офисной техники; учету имущества находящегося на складах; учету автотранспорта; учету вооружения, специальных средств и боеприпасов; учету объектов основных средств, принятых с правом их пользования без закрепления полученного имущества в оперативное управление (по договору аренды или в безвозмездное пользование).
Учет вооружения является специфическим участком БУ. Оружие, средства индивидуальной бронезащиты и обороны, военно-инженерное имущество, военно-химическое имущество учитываются по фактической стоимости без указания наименований с присвоением инвентарных номеров как объекты основных средств, с начислением амортизации и присвоением кодов по ОКОФ. Поименный учет вооружения и специальных средств ведется в службе вооружения органа МВД. Боеприпасы учитываются как материальные запасы и принимаются к учету по фактической стоимости. Для уничтожения негодного вооружения и боеприпасов приказом начальника органа МВД назначается техническая комиссия. Уничтоженные оружие и боеприпасы списываются с БУ. Списание боеприпасов производится по средней стоимости каждой единицы на основании накопительных ведомостей представленных службой вооружения органа МВД.
При отражении в УП порядка учета финансовых активов и обязательств следует учесть, что орган МВД ведет учет расчетов по основаниям возникновения задолженности, поставщикам, видам задолженности и срокам погашения задолженности. Считаю нужным уделить внимание в УП: срокам и порядку представления отчетности подотчетными лицами; порядку начисления денежного довольствия, заработной платы и срокам их выплат; порядку начисления и оплаты медицинских услуг, оказанных сотрудникам ОВД; учету внутриведомственных расчетов; учету санкционированных доходов бюджета; учету санкционированных расходов органа МВД.
При описании инвентаризации необходимо указать ее цели, сроки и отражение ее результатов, кроме того необходимо описать порядок проведения внезапных проверок сохранности денежных средств и имущества, согласно приказов и нормативных документов МВД России.
Целесообразно при определении в УП правил документооборота и обработки документов определить также должности или должностных лиц, ответственных за составление или подписание определенных документов. В этом случае можно эффективно организовать предварительный и текущий контроль финансово-хозяйственной деятельности. Все финансово-хозяйственные операции оформляются первичными документами унифицированной формы. С целью обеспечения хранения информации в условиях комплексной автоматизации БУ необходимо обеспечивать формирование на бумажных носителях регистров учета в сроки, определенные письмом Минфина РФ от 01.02.2006 г. № 02-14-10а/187 «О порядке формирования на бумажных носителях регистров бюджетного учета».
Порядок движения обработки первичных документов регулируется Графиком документооборота. График документооборота в органе МВД должен быть разработан главным бухгалтером, утвержден начальником и доведен до каждого исполнителя под роспись. При этом также должен быть отражен документооборот, в том числе внутренний, по формированию и представлению соответствующей отчетности. Орган МВД составляет и представляет месячную, квартальную, годовую бюджетную и иную отчетность в порядке и в сроки установленные соответствующими нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. При составлении отчетности используются рекомендации МВД РФ, Минфина РФ.
УП применяется с момента ее утверждения. Изменения в УП вводится в случае изменения законодательства РФ и нормативных актов органов, регулирующих БУ, а также существенных изменений условий деятельности органа МВД.
В заключение хотелось бы отметить, что реформирование органов МВД до настоящего времени не завершено, в связи с чем круг вопросов, решение которых необходимо определить при формировании УП органа МВД, может быть шире описанных в данной статье (например - УП федеральных казенных учреждений МВД России).
П. А Гусаров
Филиал Московского технологического института «ВТУ»
(Оренбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 9171