Налоговые отношения, как и всякие другие общественные отношения, должны существовать, и государство не должно ослаблять регулирование этих отношений. Налоговая политика проводится уполномоченными государственными органами власти преимущественно в рамках увеличения доходов бюджетов государства различных уровней. На данный момент налоговая политика является проблемным вопросом в развитии и существовании как самого государства в целом, так и конкретно общества. Рост национального богатства, выраженный, в том числе и в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы.
Одной из главных целей налоговой политики является повышение эффективности налогообложения.
Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления: кредитно-денежной политикой, ценообразованием, структурной реформой экономики, торгово-промышленной политикой и др. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни. Но Россия нуждается не просто в развитой налоговой политике, а именно в эффективной налоговой политике.
Налоговая политика должна заключаться в компромиссе между интересами государства и налогоплательщиками. Предназначение налоговой политики заключается в содержании самого государства, а так же экономико-политическое развитие самой страны. То есть, должна разрабатываться эффективная налоговая политика, исполняющая все функции налога.
Формирование конкурентоспособной налоговой системы должно стать - в комплексе с другими направлениями реформ - одним из условий достижения устойчиво высоких показателей роста российской экономики и качественного обновления ее структуры. В связи с этим необходим определенный пересмотр приоритетов налоговой реформы с точки зрения решения этой задачи.
Основной целью проведения налоговой реформы должно стать завершение создания налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабильности. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи :
достижение минимально возможной налоговой нагрузки;
реформирование системы распределения налоговых доходов между всеми уровнями бюджетной системы;
совершенствование существующей системы взимания отдельных налогов;
улучшение системы налогового контроля и изменения системы налоговой ответственности.
Правительство РФ и Законодательное Собрание РФ предполагают дальнейшее развитие налоговой системы в Российской Федерации (в 2012-2014 гг.).
В современных условиях налоговая политика постепенно развивается и претерпевает многочисленные изменения, такие как: ужесточение ставки налогов, введение новых, пересматривают или отменяю те налоги, которые являются не оптимальными на данном этапе развития и улучшения налоговой политики. Основной проблемой налоговой политики является слишком медленное исполнение задач и меры в области налоговой политики.
Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в
г. и в плановом периоде 2013 и 2014 гг. для решения существующих проблем налоговой политики (см. рисунок ).
Основные направления налоговой политики, которые запланированы на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг.
Что касается перспектив, то можно отметить, что для Российской Федерации налоговая политика - это молодая самостоятельная часть финансовой политики, и о грамотной налоговой политике говорить еще довольно-таки рано. Но правительство стремится к ее совершенствованию путем внесения различных изменений в нормативно-правовые акты, созданием новых и проведением различных реформ в данном направлении.
Аспекты налоговой политики предусматриваются в Бюджетном послании Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012-2014 гг.» от 29.06.2011 г., так как налоговая политика является составной частью бюджетной политики.
Таким образом, основные направления налоговой политики направлены на минимизацию налогового бремени, однако сейчас можно заметить увеличение налоговой нагрузки на население и организации, введением различного рода налогов в ближайшем финансовом году и двухлетнем плановом периоде 2012-2014 гг.
А. А. Виноградова, А. П. Анкудинова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 11233