Эффективность налоговых поступлений обеспечивается не только за счет внедрения новых методов контрольной работы налоговых органов, использования электронных сервисов, модернизации информационной инфраструктуры, но и за счет человеческого фактора. Приоритетом развития налоговых органов на современном этапе является переход от обслуживания налогоплательщиков по формуле «Долго. Сложно. Неудобно» к формуле «Быстро. Просто. Профессионально».
С целью повышения уровня обслуживания налогоплательщиков Федеральной налоговой службой (ФНС) РФ разработана Концепция по организации работы с налогоплательщиками на 2011-2014 гг., в которой с учетом как опыта, накопленного в России за последние 20 лет, так и лучших мировых практик, определены новые приоритеты и задачи, соответствующие современным требованиям. Для достижения поставленных целей предлагается реализация следующих основных направлений.
Развитие налоговой культуры и мотивации налогоплательщиков, прежде всего, через развитие коммуникаций налоговых органов с налогоплательщиками. Это направление реализуется через политику адресного информирования с учетом особенностей, потребностей и возможностей различных групп налогоплательщиков. Речь идет о использовании новых инструментов: сети информационных терминалов, печатных информационных материалов, выступления в СМИ. На сегодняшний день приоритетным направлением является работа по информированию малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей и населения, особенно социально незащищенных групп, в том числе пенсионеров и людей с ограниченными возможностями.
В настоящее время для налогоплательщиков на сайте ФНС действуют 23 электронных сервиса, наибольшей популярностью пользуются следующие: «Проверь себя и контрагента» - 4 млн запросов, «Личный кабинет - задолженность» - 350 тыс. запросов, «Заполнить платежное поручение» - 15 тыс. запросов.
Налоговыми органами реализуются специальные проекты по информированию налогоплательщиков: проводятся Дни открытых дверей, семинары, круглые столы, «горячие линии». В крупных торговых центрах в определенные дни действуют акции «Узнай свою задолженность», «Подай декларацию», «В Новый год без долгов» и др.
В период декларационной кампании студенты экономических вузов, прошедшие обучение под руководством сотрудников налоговой службы, оказывают налогоплательщикам помощь в заполнении деклараций по форме 3-НДФЛ, в том числе по субботам и в вечернее время.
Повышение налоговой культуры проводится посредством проведения таких акций, как «Правильно платить налоги - выгодно», «Честный бизнес», «Кассовый чек» и других. В ближайшее время ФНС открывает Call-центр, куда сможет позвонить любой налогоплательщик и получить бесплатную консультацию по интересующим вопросам.
ФНС внедряет абсолютно новые подходы по информированию налогоплательщиков - снимаются мультфильмы, видеоролики, издаются буклеты и детские книжки. Для старшеклассников выпущены познавательные журналы «Поговорим о налогах» (2009 г.), «Мир налогов» (2010 г.), разработан макет журнала для младших школьников в виде комиксов «Этот занимательный мир налогов». Регулярно выходит официальное информационно-аналитическое издание ФНС России - журнал «Налоговая политика и практика».
Работа со школьниками - особое направление, поскольку формирование налоговой культуры, преодоление финансовой безграмотности и правового нигилизма следует начинать как можно раньше. В школах стали традиционными Дни налоговых знаний.
Развитие внешней среды, содействующей налогоплательщикам в исполнении ими своих обязанностей.
Первый шаг в данном направлении - развитие института налоговых консультантов. Для налогоплательщиков это означает квалифицированную помощь, для налоговых органов - грамотно заполненные декларации, бухгалтерская отчетность и иные документы.
Второй шаг - активизация взаимодействия налоговых органов с общественными организациями, профессиональными ассоциациями, органами власти. В 2009 г. при ФНС создан Общественный совет, в который вошли представители науки, бизнес-сообществ, общественные деятели, представители ведущих СМИ
Третий шаг в этом направлении - активная пропаганда сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности через Интернет, развитие бесконтактных способов работы с налогоплательщиками.
Социологический опрос показал, что более 80% налогоплательщиков предпочитают обращаться в налоговые органы лично. Это в несколько раз превышает практику других стран.
В ближайшей перспективе реализация принципа обслуживания «много окон - одна очередь», увеличение времени приема налогоплательщиков, внедрение «Электронной записи на прием» с записью через Интернет, возможность использования системы электронной очереди и др.
Доля дистанционного обслуживания в количестве обращений налогоплательщиков к 2014 г. должна составить не менее 70%, а в количестве поданных деклараций - не менее 80% для юридических лиц, 75% - для индивидуальных предпринимателей.
Развитие внутрикорпоративной культуры сервисного обслуживания налоговых органов, повышение коммуникативной и профессиональной компетенции налоговых инспекторов, формирование позитивного образа налоговой службы и повышение ее престижа в глазах общественности.
ФНС России в 2010 г. провела анкетирование налогоплательщиков. Результаты опроса помогли выявить слабые места и направить усилия на устранение выявленных недостатков. Прежде всего, следует изменить сложившийся у налогоплательщиков стереотип, что налоговый инспектор - это, по мнению многих опрошенных, «неулыбчивый человек в синей форме с красной корочкой, с приходом которого у предприятия начинаются проблемы». Как написал в анкете один налогоплательщик: «меня тяготит в том плане, что всегда ждешь от них подвоха, то есть даже если у тебя все нормально, все равно к чему-нибудь придерутся».
Налоговая культура складывается из понимания гражданами всей важности для государства и общества уплаты налогов и знания своих прав и обязанностей по их уплате. Поэтому налоговые органы не только вносят в Госдуму предложения по совершенствованию налогового законодательства, но и проводят активную разъяснительную работу, участвуют в брифингах ведущих информационных агентств, размещают ответы на актуальные вопросы налогоплательщиков в СМИ и Интернет-форумах.
В 2011 г. на официальном сайте ФНС появился новый статус «ФНС России - сервисная компания» и девиз: «Налоговая система должна работать на модернизацию экономики и при этом быть справедливой по сути» (В. В. Путин). По сути, теперь ФНС не фискальный орган, а служба, готовая помочь каждому налогоплательщику предупредить возможные налоговые правонарушения.
Меры, принимаемые налоговыми органами, обеспечивают доступ граждан России к предоставлению государственных услуг в электронном виде, повышают налоговую культуру населения и мотивацию налогоплательщиков к уплате налогов и сборов, тем самым способствуют повышению их собираемости.
А. В. Беляева, Т. С. Орлова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 3205