Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета, выбранных организацией. На сегодняшний день большинство налогоплательщиков предпочитают уклонение от уплаты налогов. Однако знание норм налогового законодательства помогает искать и находить оптимальные способы ведения бизнеса с целью снижения налоговых нагрузок и возможности продвижения компаний на рынке.
Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
Согласно ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Для определения правомерности применения освобождения в соответствии со статьей 145 НК РФ в расчет включается выручка от всех операций по реализации товаров, работ, услуг, включая: операции, облагаемые НДС по нулевой ставке; операции, освобождаемые от налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых территория РФ не признается .
Лица, использующие право на освобождение, должны предоставить соответствующее письменное уведомление и следующие основные документы:
выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации); выписка из книги продаж;
выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
Организация должна уведомить налоговый орган о своем намерении не платить НДС не позднее 20-го числа месяца, с которого организация смогла бы использовать право на освобождение .
От уплаты НДС также освобождаются организации в части операций, перечисленных в ст. 149 НК РФ.
Важно иметь в виду, что организация не вправе вернуться к общему порядку исчисления НДС до истечения 12 календарных месяцев с начала освобождения (п. 4 ст. 145 НК РФ) или, если совокупная выручка организации за три последовательных месяца не превысит 2 млн р., либо если осуществлялась реализация подакцизных товаров (п. 5 ст. 145 НК РФ).
В таких ситуациях право на освобождение утрачивается с 1-го числа месяца, в котором произошло указанное превышение или были реализованы подакцизные товары.
Организация имеет право отказаться от льгот по НДС только по операциям, перечисленным в п. 3 ст. 149 НК РФ, на срок более одного года. Льготы по НДС установлены и в других пунктах этой статьи, однако отказ по ним не предусмотрен.
Чтобы отказаться от льгот, в налоговый орган следует представить заявление по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого организация намерена осуществить отказ.
Статистика свидетельствует, что желающих получить освобождение довольно немного - не более 1% от общего числа плательщиков на- лога . Причин, по которым фирмы и предприниматели отказываются получать освобождение несколько:
слишком большое количество документов, которые нужно представить в налоговую инспекцию;
необходимо постоянно отслеживать сумму поступающей выручки, чтобы за три месяца она не превысила установленный предел в 2 млн р.;
получать освобождение от уплаты НДС иногда бывает невыгодно, если большинство клиентов фирмы - плательщики этого налога.
Дело в том, что если покупатель - плательщик НДС - приобретает товары у фирмы, имеющей налоговое освобождение, он не имеет возможности принять НДС по приобретенным ценностям к вычету. Следовательно, ему не имеет смысла работать с такой фирмой, если только она не снизит цену себе в убыток.
Таким образом, освобождение от налога в первую очередь выгодно получать фирмам, чьи основные клиенты не являются плательщиками НДС. Например, розничным магазинам и фирмам, которые оказывают услуги населению.
Ю. С. Баталова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 6564