Вопрос о регулировании налога на добычу полезных ископаемых является достаточно актуальным на сегодняшний день, так как роль НДПИ очень важна - большая часть доходов федерального бюджета формируется за счет поступлений налога от добычи нефти. При этом НДПИ составляет почти половину суммы всех уплаченных нефтедобывающими компаниями налогов. Таким образом, НДПИ выполняет одну из главных своих функций - фискальную. Очевидно, что режим налогообложения добычи невосполняемых природных ресурсов должен стимулировать налогоплательщиков к рациональному ведению хозяйства и экономическому развитию.
Согласно налоговой политики особое внимание уделяется эффективному функционированию НДПИ. Речь идет, прежде всего, о следующих изменениях в налоговом законодательстве.
Сейчас установлена ставка НДПИ в размере 0% в отношении отдельных участков недр, распространяется только на месторождения Восточно-Сибирской нефтегазовой провинции, республики Саха, Иркутской области, Красноярского края, месторождения севернее Северного полярного круга, в Азовском и Каспийских морях, на территории Ненецкого автономного округа.
Условием применения нулевой ставки НДПИ до достижения накопленного объема добычи нефти 35 млн т. на этих участках недр является срок разработки запасов: не более 10 лет или равен 10 годам для лицензии на право пользоваться недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и не более 15 лет или равен 15 годам для лицензии на право пользоваться недрами одновременно для геологического изучения.
В то же время уменьшение суммы уплачиваемого НДПИ, относимого на расходы, привело к увеличению налоговой базы по налогу на прибыль организаций и, следовательно, к дополнительным поступлениям этого налога. Но, несмотря на положительный эффект, полученный от введения налоговых льгот, они не так уж хороши. По оценкам финансистов, ежегодно бюджет страны теряет 120 млрд р. от обнуления пошлины на нефть в Восточной Сибири. Очевидно, что такие потери недопустимы, а правительству необходимо разрабатывать новые принципы налогового обложения предприятий нефтегазовой отрасли, да и само обнуление выглядит довольно неоднозначно. Дело в том, что развивать новые месторождения будут на первых порах в Восточной Сибири, и месторождения разведаны и транспортная сеть есть. Но для Сибирской территории характерно преобладание нефтяных месторождений с разведанным запасов до 25 млн. т. Выходит во время «налоговых каникул» вполне реально извлечь основную часть запасов, которая будет освобожденная от НДПИ. Непродуманность политики государства налицо.
Наряду с этим государство тратит бюджетные средства на развитие добывающей промышленности. В то время как основной упор необходимо делать на переработку, последующую продажу высокотехнологичных продуктов. Государство должно стать экспортером товаров, а не сырья; а фаза кризиса для этого - наилучший момент.
Глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ сообщал, что «министерство финансов рассматривает возможность замены налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлины на нефть налогом на добавочный доход (НДД)». Однако он обеспокоен тем, что отмена экспортных пошлин может негативно сказаться на внутренние цены на нефть. «Дело в том, что в России внутренне цены рассчитывают на основании мировых, за вычетом транспортных расходов и экспортных пошлин, - поясняет аналитик. - А отмена пошлин может привести к тому, что стоимость барреля нефти внутри страны сравняется с мировыми показателями».
Таким образом, нефтяники будут получать сверхдоходы, которые все равно изымет государство через налог на добавленную стоимость. Однако платить за такое удовольствие будет население страны.
На наш взгляд налогообложение нефтегазового сектора должно быть более универсализировано для всех месторождений и регионов. При таком налогообложении доходы от добычи сырья будут более предсказуемы и устойчивы. Действующий же сегодня НДПИ дифференцирован по признаку: новое/старое месторождение.
В заключении хотелось бы сказать, что НДПИ для России вещь уникальная. Этот налог составляет значительную долю в структуре доходов страны, изменение этого налога (с последующим изменением ситуации на рынке) находит свое отражение, как в экономике государства, так и в экономике всего мира. Система налогообложения в России на данный период времени не идеальна, в том числе и по данному налогу. Она нуждается в доработке, но хочу заметить, что простое уменьшение налога может оказать влияние на жизни миллионов людей, ведь с развитием месторождения, развиваться будет и инфраструктура, и транспортная сеть, и города, будут создаваться новые рабочие места.
А. А Аглиуллина, Н. Е. Хамидуллина
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2027