СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


О проблемах гражданско-правового регулирования деятельности индивидуального предпринимателя

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических инноваций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который способствует экономическому и социальному развитию.

К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые Правительством РФ меры по поддержке малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран. Можно предположить, что одним из факторов выхода нашей страны из кризиса и построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого предпринимательства.

Основным документом, определяющим правовой статус индивидуального предпринимателя, является Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ). В действующее в Российской Федерации законодательство о малом бизнесе входят: критерии определения малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, вопросы налогообложения, вопросы государственного контроля и некоторые другие. В 2007 году был принят новый закон - Федеральный закон РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 209-ФЗ). Принятый Закон создает правовую основу для проведения государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Субъектам малого и среднего предпринимательства - хозяйствующим субъектам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), отнесенным в соответствии с условиями, установленными ФЗ № 209-ФЗ к малым предприятиям, в том числе к микро предприятиям, и средним предприятиям могут быть предоставлены субсидии.

Также государственная поддержка деятельности индивидуального предпринимателя включает упрощенные процедуры и формы государственной статистической и бухгалтерской отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения. Кредитование, страхование субъектов малого предпринимательства также осуществляется на льготных условиях. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных и муниципальных нужд.

Продолжение курса реформ требует, чтобы поддержка малого предпринимательства в нашей стране стала важной частью общегосударственной доктрины проводимых социально-экономических преобразований, так как действующее в Российской Федерации законодательство о деятельности индивидуального предпринимателя не является надежной правовой основой для его развития.

В литературе уже отмечались недостатки законодательства в области малого бизнеса, приводящих нередко к трудностям в разрешении конкретных дел. Законодателям представляется необходимым принятие специального закона об индивидуальном предпринимательстве, в котором нашла бы отражение специфика правосубъектности индивидуального предпринимателя.

В настоящее время к деятельности индивидуального предпринимателя применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями (п. 3 ст. 23 ГК РФ). Между тем общих правил для коммерческих организаций не существует, они дифференцированы по организационно-правовым формам. Например, в такой ситуации заходит в тупик дискуссия, необходима ли индивидуальному предпринимателю печать, хотя в пользу печати высказывался Верховный Суд РФ. Этот случай ярко иллюстрирует размытость правовой нормы.

Другой, не менее важной проблемой выступает возраст предпринимателя. Допустим, обращаясь к вопросу о правосубъектности индивидуальных предпринимателей, следует иметь в виду, что в отечественном законодательстве нечетко решен вопрос о том, с какого возраста гражданин может стать индивидуальным предпринимателем. Специальной нормы на этот счет нет, а потому ученые исходят из общих правил о дееспособности граждан . В соответствии с ст. 27 ГК РФ на момент достижения 16 лет несовершеннолетний может уже активно заниматься предпринимательской деятельностью с согласия родителей, усыновителей и попечителей.

Запутанность законодательства о регистрации, отсутствие четких возрастных ограничений, низкий уровень договорной работы приводят к тому, что предприниматели заключают договоры с подобными «представителями» предпринимателя (лицами, реально осуществляющими предпринимательскую деятельность, а не номинальными в бизнесе фигурами их родственников) .

Также в Законе о регистрации нет указаний на то, как может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя гражданин, ограниченный в дееспособности по основаниям, предусмотренным в ст. 30 ГК РФ (т.е. лицо, злоупотребляющее спиртными напитками или наркотическими веществами). Ряд ученых считает, что предпринимателями могут быть физические лица, не ограниченные в установленном федеральным законом порядке в дееспособности. Другие авторы полагают, что в соответствии с нормами ГК РФ о дееспособности граждан лица, ограниченные в дееспособности, могут заниматься предпринимательской деятельностью, так как, хотя о них, в отличие от несовершеннолетних, не упоминается в Законе о регистрации, они также могут получить согласие попечителя и совершать сделки .

Полагаем, что ограниченно дееспособные граждане не вправе заниматься такой деятельностью, что также должно быть отражено в законе, а не толковаться судебными органами при конкретных разбирательствах.

Следует отметить, что современное состояние правового регулирования деятельности индивидуального предпринимателя в России не соответствует интересам развития данного сектора экономики и международным стандартам правового регулирования предпринимательской деятельности. Несовершенство законодательства является одним из главных факторов, препятствующих развитию малого предпринимательства.

Таким образом, для эффективного функционирования деятельности индивидуальных предпринимателей, необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого предпринимательства.

Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности должно осуществляться через систему законов прямого действия, что позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого и среднего бизнеса. Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей должны стать главными составляющими законотворческой деятельности государства, направленными на активизацию предпринимательской деятельности в России. Необходимо обратить внимание на то, что бизнес должен качественно измениться и переориентироваться с сырьевой направленности на инновационную. В настоящее время именно на это направлены многие меры государственного законодательного регулирования.




Е. С. Шишова, Б. Ю. Шушпанов Филиал Уральского государственного экономического университета (Нижний Тагил)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Кадастровый учет недвижимости, кадастровые инженеры': 842