В целом экономической природе монополий свойственен дуализм. Монополизм содержит задатки как негативного, так и позитивного потенциалов. Эта взаимодополняемость придает рынку устойчивость и работоспособность. Поэтому необходимо лишь скорректировать развитие монополизма посредством институциональных преобразований.
Монополии существуют во всем мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали Госплан, Госснаб и Госкомцен.
Советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе - 86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно-два предприятия, которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качество товара, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.
И сейчас в нашей стране существуют проблемы взаимодействия промышленной и антимонопольной политики. С одной стороны конкурентная политика приводит к снятию входных барьеров и росту числа участников рынка, к расширению предложения новых товаров и услуг, активизации внедрения инноваций. Но тем самым увеличивается вероятность снижения качества товаров, становится сложнее осуществлять контроль над большим количеством фирм на рынке.
Реализация промышленной политики также способна служить целям конкурентной политики. Ресурсосбережение, развитие новых производств, повышение конкурентоспособности страны в области наукоемкой и высокотехнологичной продукции - вот приоритеты промышленной политики. То есть, в современных условиях конкурентная среда может, как способствовать развитию промышленной политики, так и препятствовать ему.
Также необходимо отметить взаимоисключаемость промышленной и конкурентной политики. Конкурентная политика способна создавать неровности в рыночной структуре. Несовершенство конкуренции дает возможность применять протекционистские меры в виде выделения квот, увеличения пошлин на импортную продукцию. И в результате государство, хочет оно того или нет, отдает предпочтение промышленной политике.
В нынешнее время, используя мировой опыт государственного регулирования деятельности монополий, необходимо сформировать новое видение этой проблемы. Возможность отбора положительных моментов, как в промышленной, так и в антимонопольной политике, и сочетание их, дает право надеяться на переход экономики государства на качественно новый уровень. Тенденции для этого имеют место быть:
увеличение интереса к инвестированию в инновационную продукцию напрямую зависит от состояния конкурентной рыночной среды. Поэтому конкурентная и антимонопольная политика являются факторами успешной реализации промышленной политики;
в результате существенного развития техники и технологий, промышленности сложнее реагировать на изменения спроса потребителей. Ввиду этого возрастает важность взаимодополнения промышленной и конкурентной политики;
в условиях глобализации разумное соотношение промышленной и конкурентной политики влияет на конкурентоспособность компаний внутреннего и внешних рынков.
Другая актуальная проблема, с которой сталкивается государство при регулировании деятельности монополий, заключается в возникновении и распространении на рынке недобросовестной конкуренции.
Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научнотехнической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.
Положения закона о защите конкуренции, связанные с незаконным использованием деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, раскрывают проявление фундаментального противоречия экономической сущности антимонопольных отношений, которое состоит в защите и пресечении недобросовестных попыток нарушения институциональной монополии. Это видно на практике. Статистические данные показывают, что зачастую власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают нарушения, в частности ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг «иногородних» предприятий и т.п.
Субсидирование затрат, которое практикуется в отношении естественных монополий, также оказывает негативное влияние на формирование здоровой конкуренции.
Еще одна проблема регулирования монополий заключается в устранении конфликта интересов между разными видами экономической эффективности: производственной (предполагающей оптимизацию размеров фирмы), динамической (развивающей инфраструктуру и стимулирующей к инвестированию) и аллокативной (эффективно распределяющей ресурсы между альтернативными направлениями их использования). Достижение полной эффективности труднодостижимо. Ограничение деятельности монополий ведет к уменьшению неэффективного распределения ресурсов, но ухудшает производственную и динамическую функции. Если не ограничивать поведение монополий, то возникает проблема аллокативной неэффективности.
Нельзя отрицать и тот факт, что естественные монополии обеспечивают позитивное развитие экономики страны, реализуя крупные социально-значимые программы. К таковым в России относятся «Газпром», РАО «ЕЭС России», «Российские железные дороги». Масштабность их деятельности обеспечивает вовлеченность огромного числа работников, а это важный социально-экономический показатель. Таким образом, инвестиционная деятельность монополий оказывает положительное влияние на развитие отраслей экономики.
Существует также проблемы и с определением границ монополизации. По антимонопольному законодательству РФ, определение «доминирующее положение», чаще всего сопряжено с большой рыночной долей. Большое количество дел, возбуждаемых за злоупотреблением своим доминирующим положением, именно на такие субъекты. Но также в практике достаточно случаев доминирования, на первый взгляд не являющихся монополистическими. Применительно к таким случаям, в практике российского антимонопольного органа учитываются величина доли на релевантном рынке предполагаемого доминанта по сравнению с его конкурентами, стабильность этой доли, а также фактические и юридические возможности доминирования субъекта - правонарушителя.
Рассмотрев представленные выше отрицательные и положительные проявления монополий, можно прийти к выводу о том, что необходимо произвести корректировку поведения монопольных субъектов в сторону достижения приемлемого и адекватного уровня конкуренции. Также необходимо обеспечить совместную работу промышленных гигантов и малых предприятий, направленную на внедрение инноваций, обеспечивающих мощное поступательное развитие экономики России.
Э. В. Удалов, С. Н. Бурлака
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1622