Взаимодействие права, политики и экономики вызывало, вызывает и будет вызывать повышенный интерес как в науке, так и на практике. Это связано прежде всего с тем, что специфика функционирования данных категорий существенно затрагивает потребности различных социальных групп и отдельных граждан на разных этапах развития .
Проблема соотношения государства, права и экономики, их взаимодействия и взаимовлияния составляла интерес многих исследователей на протяжении всего существования цивилизации. Практическое значение для экономического развития имеет не столько проблема соотношения права и экономики, сколько проблема возможности с помощью права воздействовать на экономику, управлять экономическими процессами. Это один из тех вечных вопросов, который каждый раз по-новому встает перед каждой новой государственной организацией как на начальных стадиях ее возникновения и становления, так и на последующих этапах ее развития.
В условиях сегодняшней России автономно (с известной долей условности) эффективно функционируют лишь частные предприятия, в торговле, бытовом обслуживании, сельском хозяйстве и других производствах . В сфере же науки, транспорта, связи, крупного промышленного производства и некоторых иных областях существуют широкие ассоциативные связи. Поэтому регулирующая роль государства, политической власти объективно необходима.
Право, как разновидность социального нормативного регулятора, фактически воздействует на самые различные сферы жизнедеятельности общества, государства и человека. Особое место при этом принадлежит экономике, экономическим отношениям, хозяйственным связям, которые представляют собой своего рода материальную основу производства, воспроизводства духовных, нравственных, политических и иных ценностей общественной жизни.
Хозяйственная деятельность осуществляется в рамках определенной социальной среды, т.е. установленных в обществе определенных «правил». К ним относятся законы, определяющие отношения собственности, правила хозяйствования, регламентирующие условия трудовой деятельности, различные государственные организации, партии, профсоюзы.
Процесс взаимосвязи государства, права и экономики нельзя представлять упрощенно. Это весьма сложное явление, на которое оказывают влияние не только экономические, но и политические, духовные, идеологические, национальные, этнические и многие другие факторы, выходящие за рамки прямых взаимодействий государства, права и экономики.
Изучив данную проблематику можно сказать, что право - понятие сложное и многогранное. Огромное количество мнений о нем и суждений весьма разнообразен. Множество определений права можно рассматривать как положительное явление, так и отрицательное (например, трудности, отсутствием единого процесса познания права и его практического использования).
Нормального функционирования экономики невозможно без вмешательства государства. Главным для эффективного регулирования экономики является степень вмешательства государства в процессы производства и распределения, а также методы, избираемые для такого вмешательства.
В большинстве случаев экономика влияет на право через государство, политику, правосознание и др. Непосредственное влияние экономики на право проявляется в праве государства распоряжаться средствами производства, находящимися в его собственности. Опосредованное влияние экономики на право проявляется в определении государством размера налогов, минимума заработной платы, срока отпуска, установления правил экологической и технической безопасности и др.
Заметно и влияние права на экономику. Оно происходит тремя основными способами : 1) право закрепляет сложившиеся экономические отношения, гарантирует их стабильность (право как закрепитель);
право стимулирует создание и развитие новых экономических отношений, если для этого имеются соответствующие условия (право как стимулятор); 3) право поддерживает и охраняет существующие экономические отношения, в особенности вновь возникшие (право как охранитель).
В настоящее время пересмотрены позиции в отношении роли государства в сфере экономики, что является вполне оправданным. Любое государство должно в той или иной мере и форме оказывать свое влияние на производство и распределение, осуществлять процессы управления, которое представляет собой форму реализации исполнительной власти.
Современный этап развития России характеризуется упрочением экономических отношений нового типа. Особая задача государства - обеспечить постоянный, прогрессивный рост экономики с учетом мировых тенденций за счет развития высоких технологий, повышения конкурентоспособности продукции, производимой в стране, усовершенствования роли бюджетного и налогового регулирования, обеспечения максимальной эффективности государственных капиталовложений в развитие наиболее прогрессивных отраслей экономики.
А. Н. Романов, Я. В. Дэй
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 9996