СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Особенности правового регулирования налога на добычу полезных ископаемых

Налоговые доходы являются основным источником пополнения как консолидированного бюджета РФ в целом, так и федерального бюджета. Основными налогами федерального бюджета РФ в 2010 г. были налог на добавленную стоимость (НДС), налог на добычу полезных ископаемых и налог на прибыль организаций. Данные налоги оказывают различное влияние на государственные доходы, однако в современных условиях именно наличие огромной ресурсно-сырьевой базы выступают главным фактором роста экономики и эффективного развития РФ, поэтому сегодня на первое место выдвигается проблема необходимости выработки и применения наиболее эффективных правовых норм по регулированию исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых.

Правовые и экономические основы, регламентирующие отношения в области недропользования заложены в Законе РФ «О недрах», принятом в 1992 г. Недра в границах территории РФ являются государственной собственностью, пользование которых осуществляется на платной основе путем введения платежей в бюджет за пользование недрами. Пользователями недр могут быть организации и индивидуальные предприниматели.

В соответствии с Законом РФ «О недрах» и Законом РФ от 03.03.1995 г. № 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах» с пользователей недр взималась следующая система платежей: сбор за участие в аукционе и выдача лицензий; плата за пользование недрами; акцизы на отдельные виды минерального сырья, а также на основании Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 224-ФЗ «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы», отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

С 1 января 2002 г. структура платежей за пользование недрами претерпела значительные изменения, вступила в силу гл. 26 НК РФ, согласно которой вместо трех различных платежей (платежи за пользование недрами при добыче, отчисления на воспроизводство минеральносырьевой базы, акцизы на подакцизное минеральное сырье) вводится единый налог на добычу полезных ископаемых.

Однако действующие до вступления в силу данного закона правила исчисления и взимания налога на добычу полезных ископаемых содержали ряд преимуществ. Во-первых, размеры платежей за пользование недрами определялись с учетом экономико-географических условий, то есть размер налога зависел от качества добываемого полезного ископаемого, от продолжительности работ, степени изученности и разработанности месторождения, горнотехнических условий освоения, степени риска и устанавливался по каждому месторождению индивидуально. Таким образом, в размере платежей за пользование недрами учитывалась рентная составляющая. Во-вторых, предполагался широкий спектр льгот для пользователей недр при добыче в сложных условиях. В-третьих, уплачиваемые отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы носили целевой характер и направлялись на финансирование геологоразведочных работ в районах добычи полезных ископаемых, в том числе путем их частичной передачи предприятиям, осуществляющим самостоятельную работу по геологическому изучению недр. Но в связи с трудностью администрирования данных налоговых поступлений было решено ввести НДПИ. Таким образом, основной недостаток налога на добычу полезных ископаемых - он не делает разницы между высоко- и низкодоходными нефтедобывающими предприятиями и месторождениями, в то время как производительность скважин может отличаться в десятки раз, отсутствует механизм целевого финансирования затрат на геологоразведочные работы. Одинаковое налогообложение разных стадий разработки месторождений приводит к тому, что добывать стало выгодно только на пике добычи, что заставляет преждевременно прекращать разработку действующих месторождений, бросая «хвосты», и делает невыгодным разработку новых проектов

Столкнувшись с рассмотренной проблемой, с 1 января 2007 г. введены коэффициенты, характеризующие динамику мировых цен на нефть и степень выработанности запасов конкретного участка недр. В общем виде сумма рассматриваемого налога описывается следующей формулой:

НДПИ = Рыночная цена полезного ископаемого х х Количество добытого ископаемого х Налоговая ставка.

Налог на добычу нефти рассчитывается по следующей формуле:

НДПИ = Налоговая ставка х Кц хКв х Кз,

где Кц - коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть; Кв - коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр; Кз - коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр.

А также, в целях снижения налоговой нагрузки и учета природногеографических, горнотехнических и экономических условий освоения и разработки месторождения были введены налоговые каникулы для разработки месторождений с высоким уровнем затрат. Налоговые каникулы предусматривают льготное налогообложение добычи нефти с нулевой ставкой для следующих участков недр:

участки недр, расположенные полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края;

участки недр, расположенные севернее Северного полярного круга полностью или частично в границах внутренних морских вод и территориального моря, на континентальном шельфе РФ;

на участках недр, расположенных полностью или частично в Азовском и Каспийском морях;

на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе:

на участках недр, расположенных полностью или частично в Черном море;

на участках недр, расположенных полностью или частично в Охотском море;

на участках недр, расположенных полностью или частично севернее 65 градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа.

Кроме того, нулевая ставка НДПИ применяется при добыче свех- вязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа ■ с (в пластовых условиях).

Введенные коэффициенты и налоговые льготы, на наш взгляд, позволяют существенно улучшить правовое положение организаций и индивидуальных предпринимателей в части создания равных условий налогообложения для недропользователей, осуществляющих разработку полезных ископаемых в различных условиях, а также способствуют привлечению инвестиций в разработку труднодоступных и низкорентабельных месторождений.

В целях дальнейшего совершенствования налогообложения НДПИ добычи углеводородного сырья необходимо рассмотреть возможность установления понижающих коэффициентов к ставке НДПИ при добыче нефти на новых участках недр с незначительными начальными извлекаемыми запасами с целью поддержания разработки малых месторождений нефти. При этом особое внимание необходимо уделить вопросам администрирования исчисления и уплаты НДПИ на участках недр, к которым применяются налоговые каникулы, понижающие коэффициенты степени выработанности и другие льготы и преференции.

В рамках продолжения работы, начатой в соответствии с одобренными Основными направлениями налоговой политики на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг., следует разработать и закрепить в законодательстве о налогах и сборах механизм, позволяющий создавать налоговые стимулы для добычи нефти из комплексных месторождений, что позволит значительно увеличить эффективность разработки месторождений.

Таким образом, с учетом особенностей налоговой системы России и бюджетной системы в целом, а именно зависимости от нефтегазового сектора экономики, сегодня следует продолжать заниматься разработкой подходов к ресурсному налогообложению. Необходимо продолжать развивать рентный подход при добычи полезных ископаемых, который подразумевает дифференциацию ставок налога в зависимости от качества недр и условий добычи, учета факта ограниченности полезных ископаемых, а также необходимо разработать механизм целевого финансирования затрат на геологоразведочные работы.




Р. К. Нагуманова, А. Н. Романов Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Кадастровый учет недвижимости, кадастровые инженеры': 842