Государственная поддержка малого и среднего бизнеса является приоритетной программой в странах с развитой экономикой и развивающихся странах - это политика, которая отражает фактические отношения между властью и данным сегментом предпринимательства. Однако двусмысленность и неопределенность некоторых законодательных норм поддерживает как раз так называемые бюрократические барьеры, а не малый и средний бизнес. Характерным примером являются отдельные нормы Федерального закона №159-ФЗ от 22.07.2008 г. «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Так, в городе Нижний Тагил вопросы применения Федерального закона № 159 в части выкупа предпринимателями арендуемого недвижимого имущества, находятся под жестким контролем Главы администрации. В городе имеется лишь два-три оценщика, которые аккредитованы Комитетом по Управлению муниципальным имуществом и являются. По негласному распоряжению Главы города оценку объектов недвижимости для цели выкупа проводят лишь эти оценщики, которые согласовывают цену непосредственно с заказчиком (т.е. Муниципалитетом). Соответственно, тот или иной объект недвижимости, подлежащий отчуждению в порядке Федерального закона № 159, оценивается в той сумме, которая определена Главой города. Например, ИП Малых Н. П. обратилась с заявлением о выкупе объекта недвижимости, который расположен в старом здании, требующем ремонта. Это помещение ранее в конце 2010 г. было оценено тем же оценщиком в 4 800 000 р., но эту оценку Глава не приняла и в январе 2011 г. оценка составила более 7 100 000 р., хотя индексы ценообразования не изменились для увеличения цены объекта почти в 2 раза и никаких улучшений состояния объекта не производилось, а соседнее помещение в этом же здании немного меньшей площади было оценено и выкуплено за 3 600 000 р.
Когда предприниматель не согласен с оценкой, он, безусловно, вправе обратиться в арбитражный суд, с соответствующим иском об оспаривании отчета об оценке. К такому развитию событий, чиновники готовы и ждут этого. Но в случае с Малых Н. П. суд признал оценку недостоверной и на данный момент Комитет по управлению муниципальным имуществом производит работы по оценке данного помещения, но уже на 2012 г., хотя заявление на реализацию преимущественного права выкупа в рамках Федерального закона № 159 было подано практически 2 года назад. На данный момент в Арбитражном суде Свердловской области только по городу Нижнему Тагилу предпринимателями подано около десятка исков об оспаривании результатов оценки в рамках реализации Федерального закона № 159.
В силу части 4 статьи 4 ФЗ №159 в случае согласия предпринимателя на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения проекта договора купли-продажи. Из пункта 2 части 9 статьи 4 ФЗ №159 следует, что субъекты малого и среднего предпринимательства утрачивают преимущественное право на приобретение арендованного имущества по истечение 30 дней со дня получения ими проекта договора купли- продажи арендуемого имущества и договора о его залоге в случае, если эти договоры не подписаны ими в указанный срок. Кроме того, субъект малого или среднего бизнеса утрачивает преимущественное право на приобретение арендуемого имущества с момента расторжения договора купли-продажи арендуемого имущества в связи с существенным нарушением его условий этим субъектом (пункт 3 части 9).
В ФЗ № 159 нет пресекательной нормы, которая обеспечивала бы сохранение за предпринимателем преимущественного права приобретения объекта недвижимости в период судебного разбирательства по делу об оспаривании оценки объекта недвижимости. Однако справедливая рыночная цена подлежащего выкупу объекта недвижимости может быть определена оценщиком, которого уполномоченный орган и субъект малого или среднего бизнеса выбирают вместе. Исходя из задач государственной поддержки малого и среднего бизнеса, а также государственной программы по противодействию коррупции, введение такого положения в ФЗ №159 было бы разумным.
На сегодняшний день самыми распространенными проблемами (причинами отказа), с которыми столкнулись арендаторы уже подавшие заявки на приватизацию, являются:
проблемы с объектом приватизации (наличие незаконных перепланировок в объекте недвижимости, отсутствие государственной регистрации договора аренды и дополнительных соглашений к нему, и т.д.);
наличие просрочки по уплате арендных платежей (даже за 1 банковский день) и, как следствие, финансовые претензии Арендодателя к Арендатору по оплате пени за просрочку;
включения приватизируемого объекта в перечни помещений, не подлежащих приватизации
Учитывая востребованность предпринимателями преимущества, предоставляемого ФЗ № 159-ФЗ, можно предложить рекомендации по развитию существующей муниципальной системы поддержки малого и среднего предпринимательства в рассматриваемом направлении:
организовать и обеспечить учет федерального имущества, которое может быть передано субъектам малого и среднего бизнеса, в соответствии с действующим реестром федерального имущества;
создать на региональном и муниципальном уровнях реестры и целевые фонды нежилых помещений (в том числе объектов незавершенного строительства), предназначенных для передачи в аренду или продажи малым и средним предприятиям на льготных условиях;
установить и порядок передачи производственных площадей и технологического оборудования предприятий и организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности, малым и средним предприятиям на условиях долгосрочной аренды, выкупа, передачи оборудования в лизинг;
законодательно закрепить, а также обеспечить реализацию на региональном и муниципальном уровнях принципа «одного окна» для оформления и регистрации сделок с имуществом, приобретаемым (продаваемым) или арендуемым субъектами предпринимательства;
снизить для малых предприятий государственные расценки на оформление и регистрацию сделок с недвижимостью;
упростить процедуры и порядок, а также установить нормативные сроки оформления исходно-разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство производственных объектов.
Необходимо отметить, что задача имущественной поддержки малого и среднего бизнеса зачастую входит в противоречие с другими задачами органов управления государственным имуществом и вступает в противоречие с уже поставленными целями управления государственным имуществом. В этой связи в целях поддержки малого и среднего бизнеса на основе существующей законодательной, нормативной и правовой базы, необходимо пересмотреть законодательные акты, в том числе Бюджетный кодекс РФ, в части статей, ограничивающих возможности органов управления государственным имуществом в данном направлении. Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей должны стать главными составляющими законотворческой деятельности государства, направленными на активизацию предпринимательской деятельности в России.
Е. А Мезенцева
Нижнетагильский государственный профессиональный колледж им. Н. А. Демидова (Нижний Тагил)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1962