Любая деятельность, осуществляемая на экономическом рынке, требует со стороны государства принятия определенных правил, стандартов, нормативов, законов и т.д., регулирующих эту сферу. В данной статье авторами определены уровни правового регулирования специализированного процесса в страховании - андеррайтинга, а также выявлены проблемы, сопутствующие при его реализации.
Законодательный уровень, к которому традиционно будем относить федеральные законы, законы и кодексы Российской Федерации. Уже на первом уровне мы видим проблему отсутствия в российском законодательстве государственных требований, распространяющихся на андеррайтинг. Ни в главе 48 «Страхование» ГК РФ, ни в Федеральном законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (от 27 ноября 1992 г. № 4015-1) нет определения понятия «андеррайтинг» и требований к андеррайтерам. Только в статье 945 ГК РФ есть указание на то, что страховщик при заключении договора страхования имеет право на оценку страхового риска (андеррайтинг). В российской практике понятие «андеррайтинг» является более распространенным в сфере рынков ценных бумаг, инвестиций и банковских вкладов. Это отражает преимущественное развитие в российских условиях банковской сферы по сравнению со страховой.
Нормативный уровень включает различные приказы, письма, инструкции органов власти. Однако и здесь есть только одно упоминание андеррайтинга - в «Методических материалах по страхованию строительных рисков», рекомендованных письмом Минстроя РФ от 30.08.1996 №ВБ-13-185/7, в котором определено следующее: «Окончательное решение о принятии риска и назначение обоснованных тарифных ставок осуществляют специалисты страховых компаний (андеррайтеры), причем при страховании сложных и дорогостоящих строительных объектов решающими являются условия принятия риска, определяемые крупнейшими зарубежными перестраховочными компаниями (Мюних Ре, Кельнише Ре, Свисс Ре, Ллойд и др.)».
Внутрифирменный уровень, который включает в основном инструкции и положения, разработанные андеррайтерами-профессионалами в целях облегчения проведения андеррайтинга. В основном это касается регламентации стандартного андеррайтинга, проведение которого возложено на страховых агентов на стадии продажи страховых продуктов.
Стандартный андеррайтинг - это комплекс мероприятий процедура по принятию на страхование рисков по заявленному объекту путем оценки соответствия установленным критериям стандартности (типовым условиям), определения условий страхования объема страхового покрытия и тарифа из числа заранее установленных вариантов.
Инструкция по стандартному андеррайтингу создается по определенному виду страхования и включает в себя:
общие положения (цели, термины и определения);
уровни андеррайтинга (первичный и специализированный, порядок их проведения);
перечень стандартных и нестандартных рисков и порядок их оценки;
перечень объектов страхования и их категории;
порядок определения тарифов (таблицы базовых тарифов и система поправочных коэффициентов);
формы-приложения необходимые для проведения андеррайтинга.
Данная инструкция является комплексным документом, из условий которого в разных компаниях могут быть выделены следующие нормативные документы:
а) положение об андеррайтинговой политике, определяющее цели и задачи андеррайтинговой политики компании на определенный период времени, устанавливающее сегментацию страхового портфеля по приоритетным направлениям страхования и клиентским группам, формулирующее базовые андеррайтинговые подходы к основным видам страхования;
б) андеррайтинговые руководства, закрепляющие порядок заключения договоров по отдельным видам страхования;
в) тарифные руководства, которые закрепляют основные принципы расчета тарифных ставок при страховании по отдельным видам страхования в целом (в качестве приложения к андеррайтинговым руководствам), а также при разработке программ страхования по отдельным каналам продаж;
г) инструктивные письма, устанавливающие особый режим работы в конкретных случаях, разъясняющие порядок применения отдельных положений андеррайтинговых руководств либо какие-либо процессы андеррайтинговой деятельности;
д) методические материалы, регулирующие процесс андеррайтинга в части оценки рисков, а также закрепляющие основные принципы в определении степени риска по видам страхования и действительной стоимости объектов страхования и т.п.
Для проведения индивидуального андеррайтинга каждый андеррайтер, ориентируясь на определенную руководством страховой компании андеррайтинговую политику и политику в области продаж страховых продуктов, а также, исходя из своего профессионализма, определяет риски, покрываемые страхованием.
Таким образом, мы видим, что регулирование андеррайтинговой деятельности в России по большей части является внутренним делом страховой компании - все важные нормативные документы относятся к последнему уровню регулирования. Большим недостатком является отсутствие на законодательном уровне требований к андеррайтерам, несмотря на то, что от этих специалистов, так же, как от актуариев, во многом зависит финансовая устойчивость и прибыльность деятельности страховой компании.
А А. Корякина, Т. Д. Одинакова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 6466