Россия располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных территориях - нетронутая, дикая природа.
Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последнее время эта сфера развивается стабильно. По данным Росстата въезд иностранных граждан на территорию РФ за 2011 г. увеличился на 12% по сравнению с предыдущим 2010 г. Следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады - 2014 г. Благодаря этому получил всемирную известность весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня. По данным Минфина, объем бюджетного финансирования строительства объектов к Олимпиаде - 2014 в Сочи в 2011-2013 гг. составит 524 млрд р.
Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристского показы и др.). Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения - наличие туристических ресурсов, условий.
Одной из актуальных проблем является проблема транспортной составляющей в обеспечение дальнейшего развития туризма в России. Это относиться к авиа-, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог. Общий объем финансирования дорожного строительства через систему дорожных фондов в 2011 г. составил около 734 млрд р., а к 2014 г. достигнет почти 1 трлн р. Запуск системы дорожных фондов позволит в 2014 г. впервые за многие годы выйти на стопроцентное обеспечение потребностей в финансировании капитального ремонта, ремонта и содержания федеральных автодорог в соответствии с утвержденными нормативами. Несмотря на общий рост расходов на дорожное строительство, выделяемых средств пока недостаточно для нормального содержания существующей сети автомобильных дорог и ее развития. По оценкам экспертов, на эти цели необходимо выделять не менее 1,5 трлн р. в год.
Недостаточно высокий уровень организации воздушного транспорта внутри страны по сравнению с международными перевозками является одним из основных факторов, ограничивающих дальнейшее развитие туристских комплексов в регионах страны. В общем, у российского внутреннего туризма можно выделить две проблемы - высокие цены и отсутствие достойной этих цен инфраструктуры. Неадекватность и несоразмерность этих двух столпов туристической отрасли отпугивает российских туристов от курортов родной страны, заставляя делать выбор в пользу зарубежья. Поэтому участникам туристического рынка стоит призадуматься над этим и либо снизить цены, либо улучшить качество сервиса. Услуги аэропортов по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и грузов регулируются государством как услуги естественных монополий, что ограничивает конкуренцию на внутреннюю авиаперевозку и не позволяет снизить цены на наземное обслуживание. Конкуренция на основных направлениях между авиаперевозчиками будет способствовать снижению цен и соответствующему увеличению туристского потока. В отличие от многих зарубежных стран в России практически отсутствуют низкобюджетные перевозчики с современным авиапарком. Доля авиационных перевозок в структуре въездного и внутреннего туристского потока весьма значительна, однако состояние парка авиалайнера, аэропортов, взлетно-посадочных полос пока сдерживает развитие туризма в ряде российских регионов.
Подведем итоги, у нас в России мало выделяется средств для развития туриндустрии. Необходимо увеличивать объем вложений в развитие туристской инфраструктуры, повышать качество туристских и сопутствующих услуг, совершенствовать нормативно правовое регулирование в сфере туризма, развивать международное сотрудничество.
Анализ возможных направлений решения системных проблем подтверждает необходимость разработки единой государственной стратегии развития сферы туризма, основанной на сочетании институционального и проектного подходов, развития сотрудничества между государственными структурами всех уровней, бизнес-сообществом и общественными организациями, и направленной на реализацию приоритетных задач в рамках каждого из стратегических направлений.
Т. С. Миронова, С. Ю. Уксусова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2255