Маркетинг, как концепция рыночного управления предприятием, стал известен во всем мире благодаря эффективности его применения во всех сферах коммерческой деятельности. Сформировавшись в самостоятельную науку в начале двадцатого столетия, он занял свое место в ряду достижений экономической теории и практики бизнеса, оказав влияние на мировоззрение не только предпринимателей, но и государственных деятелей. Логически следует, что успешная, благодаря грамотно построенной маркетинговой политике предприятия, деятельность предпринимателей в конкурентной среде позитивно воздействует на благополучие миллионов людей, благосостояние стран и, в глобальном масштабе, на прогресс цивилизации.
Маркетинг в индустрии гостеприимства подразумевает: исследование конъюнктуры рынка гостиничных услуг; сегментирование рынка и выбор своей клиентской ниши на выбранном сегменте; позиционирование предлагаемых услуг; изучение рынка аналогичных услуг и анализ деятельности конкурентов; наконец, оценка того, в какой степени предлагаемые услуги соответствуют потребностям и желаниям потребителей.
Задача маркетинга в гостеприимстве состоит в том, чтобы найти пути поддержания уровня цен на свои услуги и получения максимально большой прибыли.
Маркетинговые исследования в гостинице можно разбить на следующие блоки:
определение проблем и целей исследования;
организация исследований (сбор и первичная оценка информации, определение методов и средств маркетинговых исследований);
внешний анализ (анализ рынка гостиничных услуг, анализ каналов сбыта услуг, анализ конкуренции, анализ социально-экономической среды);
внутренний анализ (анализ сотрудников гостиницы и их ресурсы, анализ доступных технологий, анализ предлагаемых услуг).
Диапазон и глубина маркетинговых исследований определяются сложностью стоящих перед руководством гостиницы проблем, а также важностью последних для развития бизнеса. Поэтому маркетологи могут играть решающую роль в выдвижении новаторских идей, оценке их потенциала, совершенствовании их характеристик и разработке планов по внедрению.
Каким же образом потенциальные покупатели гостиничных услуг могут узнать о предлагаемом товаре?
по мнению экспертов гостиничного бизнеса, самый большой процент покупателей предприятие получает путем распространения информации о гостинице и о качестве сервиса в ней от своих бывших или постоянных клиентов: если гость остался доволен обслуживанием - он передаст эту информацию, как минимум, десяти знакомым.
самый распространенный источник информации для потребителей
Интернет, поэтому следует предоставить информацию об услугах на всех сайтах, где рекламируются рекреационные предприятия данного региона;
поскольку гостиницы все больше сотрудничают с турфирмами, значит необходимо сделать информационную рассылку по всем возможным контрагентам;
популярный метод продвижения продукта для предприятия, ориентированного на жителей своего региона - участие в региональных выставках.
Ни в одной стране отельеры не удержат покупателей своих услуг, если не смогут постоянно лидировать в предложении наибольшей ценности для потребителя. В гостиничном бизнесе для этого, во-первых, необходимо поддерживать высокое качество сервиса, во-вторых, следует занять правильную нишу на рынке и создавать уникальный пакет предложений именно для своего потребителя.
Клиентоориентированность - это та точка зрения, которой должны придерживаться работники гостиницы. Каждый служащий должен принимать желания, нужды и ожидания клиентов, живущих в их гостиницах, и быть готовым к тому, чтобы удовлетворить их запросы. Достижение этой цели является конечным результатом эффективного процесса маркетинга в индустрии гостеприимства и в этом заключается основной принцип маркетинга.
Задача гостиничного бизнеса заключается в том, чтобы привлечь своего клиента и удержать его. Отсюда следует дальнейшая цель развития бизнеса: в ходе привлечения и обслуживания клиентов появляется работа и появляется прибыль для возможности дальнейшего развития предприятия, чтобы остаться конкурентоспособным и удовлетворять постоянно возникающие желания, нужды и ожидания этих клиентов.
Важную роль маркетинга определил один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века Питер Друкер. Он говорил: «У бизнеса всего две, и только две основные функции - маркетинг и инновации. Именно маркетинг и инновации производят результаты, все остальное - издержки». Из этого утверждения следует, что формула успеха это смелые инновации плюс великолепный маркетинг.
Работая с гостиничным продуктом можно столкнуться со многими сложностями. Во-первых, гостиничные услуги не измеряемы, их нельзя сохранить впрок или законсервировать. Во-вторых, оценка качества может быть произведена только через некоторое время. В-третьих, гостиничные услуги удовлетворяют сиюминутный потребительский спрос. И если потенциальный потребитель не получил должного внимания, если качество услуг не соответствует заявленному, если количество услуг или техническое оснащение номера не удовлетворило гостя, то он никогда уже не станет вашим клиентом, более того, посоветует своим друзьям и знакомым не пользоваться вашими услугами. Для того, чтобы избежать таких негативных тенденций, гостиницы должны вести постоянный двусторонний диалог с потенциальными потребителями своих услуг путем проведения маркетинговых исследований, чтобы предвосхищать желания и потребности клиентов.
М. П. Линдерова, Ю. В. Шушпанова
Филиал Уральского государственного экономического университета (Нижний Тагил)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 3374