СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Саморегулирование как институт туристской деятельности в России

С 01.01.2007 г. лицензирование туроператорской и турагентской деятельности в России было полностью отменено. Начиная с этого момента, любое юридическое лицо (в отношении турагентской деятельности также индивидуальный предприниматель) вправе заниматься данными видами деятельности без получения разрешения. В настоящее время заменой лицензирования может стать введение института саморегулирования (законопроект № 547123-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в части уточнения некоторых понятий и совершенствования государственного регулирования в сфере туризма) находится на рассмотрении в Государственной Думе России).

Туроператорская деятельность. В период действия лицензирования в соответствии с Положением о лицензировании туроператорской деятельности (утв. Постановлением Правительства России от 11.02.2002 г. № 95) требовалось наличие в штате туроператора не менее 7 сотрудников, осуществляющих туроператорскую деятельность, не менее 30% работников (по штатному расписанию) работников, имеющих образование в области туризма, либо стаж работы в туризме не менее 5 лет, а также наличие у руководителя туроператора высшего или среднего специального образования и стажа работы в туризме не менее 5 лет; наличие сертификата соответствия туристских услуг требованиям безопасности; повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации работников, осуществляющих туроператорскую деятельность, ряд других требований.

С 01.01.2007 г. все эти обязательные требования были сняты. Но практически сразу после отмены лицензирования Федеральным законом от 05.02.2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» был введен новый институт - обязательное финансовое обеспечение деятельности туроператоров. Данное требование немного ограничило доступ юридических лиц к туроператорской деятельности. В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (в ред. от 01.07.2011 г.) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» финансовое обеспечение направлено на надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами. Финансовое обеспечение допускается путем получения банковской гарантии или страхования ответственности. Согласно проведенного нами анализа сведений, содержащихся в Едином федеральном реестре туроператоров, подавляющее число туроператоров отдают предпочтение договору страхования ответственности. В настоящий момент минимальное финансовое обеспечение (способ значения не имеет) зависит от сферы деятельности туроператора и составляет от 500 000 до 100 000 000 р. Финансовое обеспечение предоставляется сроком на 1 год.

Как видно, законодательные ограничения касаются только финансовой сферы деятельности туроператора. При условии соблюдения требования к финансовому обеспечению (включая уведомления Федерального агентства по туризму) юридическое лицо вправе свободно заниматься туроператорской деятельностью. Дополнительные требования (в частности, квалификация сотрудников, наличие сертификатов) не установлены.

Турагентская деятельность. До 01.01.2007 г. для занятия тура- гентской деятельностью также требовалось получение лицензии (лицензия выдавалась сроком на 5 лет). Лицензирование осуществлялось в порядке, схожем с лицензированием туроператорской деятельности. В соответствии с Положением о лицензировании турагентской деятельности (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 г. № 95) для получения лицензии было необходимо: наличие у турагента не менее 20% работников (по штатному расписанию) работников, имеющих образование в области туризма, либо стаж работы в туризме не менее 3 лет, а также наличие у руководителя турагента высшего или среднего специального образования и стажа работы в туризме не менее 3 лет; наличие сертификата соответствия туристских услуг требованиям безопасности; повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации работников, осуществляющих турагентскую деятельность; ряд других требований.

Как видно, особое внимание, как и в туроператорской деятельности, уделялось вопросам профессионализма сотрудников турагентства и качеству оказываемых услуг. Обязательно - периодическое повышение квалификации.

После отмены лицензирования никаких требований или ограничений для занятия турагентской деятельностью не было установлено. Соответственно, любой предприниматель вправе заниматься турагентской деятельностью без ограничений, принимая в штат туристического агентства любых лиц.

Данное обстоятельство привело к тому, что в настоящий момент функционирует множество туристических агентств «при» субъектах предпринимательства (как правило, ООО или ИП), не занимающихся постоянно туристской деятельностью. Некоторые агентства не располагают достаточным количеством квалифицированных сотрудников, а в целях привлечения туристов предлагают большие скидки на туристский продукт (иногда, работая в убыток). Все это не позволяет развиваться рынку туристских услуг и оказывать туристам или заказчикам туристского продукта услугу надлежащего качества (предоставление недостоверной ли недостаточной информации и т.п.) и ведет, в конечном счете, к нарушению прав туристов, предусмотренных ст. 6 Закона № 132-ФЗ.

Собственно саморегулирование. В течение всех 5 лет после отмены лицензировании среди турагентов и туроператоров идут обсуждения относительно улучшения сложившейся ситуации с целью предоставления туристских услуг надлежащего качества и безопасных для туристов.

Один из доступных способов - введение обязательного института саморегулирования в туристской деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Как альтернатива лицензированию, саморегулирование - институт контроля, надзора, допущения лица к туристской деятельности. Саморегулирование позволяет принимать меры более оперативно, а в ряде случаев и эффективнее, чем в рамках государственного лицензирования.

Институт саморегулирования позволяет осуществлять реальный контроль за деятельностью членов организации и разрешать возникающие споры: к функциям саморегулируемой организации Закон № 315-ФЗ относит применение мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, образование третейских судов для разрешения споров, возникающих между членами организации, а также между ними и туристами.

В туристской деятельности саморегулирование оптимально, так как не только предоставляет саморегулируемой организации право, но и одновременно обязывает (в случае введения института обязательного саморегулирования в туристской деятельности) разработать и установить условия членства (в частности, утвердить кодекс этики турагентов, утвердить минимум сотрудников, имеющих определенный стаж и/или уровень образования в сфере туризма, обязать членов ограничить или отказаться от предоставления скидок туристам), осуществлять анализ деятельности своих членов на основании информации, организовать профессиональное обучение, аттестацию работников членов организации (в целях поддержания квалификации работников на необходимом уровне) и т.д. Указанные меры позволят улучшить качество оказываемых туристских услуг.

В соответствии со ст. 2, 3, 5 Закона № 315-ФЗ создание саморегу- лируемой организации в туристской деятельности возможно и сейчас. Тем не менее, на практике институт саморегулирования в туристской деятельности пока не получает развития (в настоящее время по нашим данным в России таких организации менее десятка). Данный факт связан, среди прочего, с обязательностью внесения членских взносов на нужды организации.

Вывод: перечисленные в настоящих тезисах преимущества обязательного института саморегулирования поможет решить основные проблемы надлежащего функционирования рынка оказания туристских услуг в России.




А. С. Кудреватыгх Уральский институт (филиал) Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Кадастровый учет недвижимости, кадастровые инженеры': 842