16 декабря 2011 г. в Женеве было окончательно одобрено решение о вступлении Российской Федерации в ВТО. После 18 лет переговоров РФ достигла договоренности со всеми странами-участницами. Теперь у нашего государства есть 220 дней для ратификации договора. Это значит, что, возможно, уже в августе 2012 г. Россия станет полноправным членом данной организации, и начнутся первые модификации в экономике.
Обходя общие изменения в экономике после вступления, рассмотрим грядущие изменения в сфере туризма, в особенности въездного.
Во-первых, вступление в ВТО - важный шаг к сближению с Евросоюзом, а это приближает страну к заветной цели - отмене визового режима для краткосрочных поездок граждан РФ и Евросоюза. Вместе с тем, стоит указать, что «это не уступка или подарок ЕС россиянам», поскольку отмена виз - «это улица с двусторонним движением».
К тому же, вполне возможно, что иностранные турфирмы и туроператоры проявят интерес к российскому рынку въездного туризма. К положительному аспекту можно отнести и появление конкуренции на данном рынке, так как сейчас официальными продажами туров в Россию может заниматься только «Интурист». При появлении конкуренции цены, естественно, должны опуститься, что должно сделать российский рынок конкурентоспособным на мировом рынке туризма.
При растущем спросе возникнет необходимость в строительстве новых средств размещения. При этом на рынок выйдут новые или продолжат активную деятельность уже работающие в стране зарубежные гостиничные сети. Следовательно, конкурентный рынок увеличится, и для удержания на плаву гостиницам придется снижать цены.
Более того, развитие должны получить и предприятия общественного питания, причем с более демократичными ценами, так как рост туристов будет осуществляться за счет массового туриста, который не готов платить за обед по сотне долларов.
Естественно, должен быть развит и транспорт. Кроме того, договор позволит зарубежным перевозчикам проникнуть более глубоко в российский рынок. Придется снизить цену и местным перевозчикам, кроме того, чтобы остаться на волне, им придется обновлять парк для соответствия стандартам.
Изменения коснутся и экскурсионных услуг. По словам Евгения Писаревского, заместителя руководителя Ростуризма, вступление в ВТО приведет к тому, что зарубежные гиды-переводчики смогут работать на российском рынке. Правила по аккредитации, по которым готовят иностранных гидов-переводчиков, будут предельно приближены к европейским стандартам.
Таким образом, можно сделать вывод, что при снижении цены вырастет качество и конкуренция.
Рассмотреть необходимо и негативные последствия для туризма.
Во-первых, при отмене визового режима российские туристы массово ринутся на европейские курорты и культурные столицы Запада. Внутренний туризм может первым ощутить негативное влияние.
Во-вторых, это еще и значительный отток финансов. Акулы мировой индустрии гостеприимства весь доход увозят за рубеж. А это может неблагоприятно отразиться на российских владельцах гостиниц.
В-третьих, отечественные экскурсоводы могут быть вытеснены более активными и известными конкурентами, которым знакома система прохождения аттестации.
В-четвертых, вполне возможна ситуация, когда на руководящие должности предприятий индустрии будут поставлены зарубежные специалисты, тогда необходимость в отечественных кадрах отпадет, так как без перспективы роста квалифицированные кадры не захотят работать по 10-15 лет.
При грамотной государственной политике развития данной сферы, в том числе и политике разумного протекционизма, туризм в России получит значительное развитие. Необходимо лишь грамотно воспользоваться полученными от присоединения к ЕС преимуществами. И прогноз о значительном росте потока туристов в России к 2020 г. вполне может осуществиться.
С. В. Кондратьева
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1105