Самый известный способ классификации отелей - это система звезд. Однако в мире далеко не все страны используют подобную систему. Для туристов часто оказывается неожиданностью тот факт, что в мировом гостиничном бизнесе до сих пор нет единой системы сертификации отелей. При этом попытки объединить существующие рейтинги в одну общую систему предпринимались неоднократно. К примеру, Всемирной туристской организацией в свое время был разработан документ с детальными указаниями для сертификации отелей от 2 до 5*. Однако он носил рекомендательный характер, поэтому многие отели решили не менять существующий порядок вещей.
Сегодня для определения собственного статуса отели нередко используют буквенные и символические обозначения. Так, до недавнего времени буквенная классификация использовалась в отелях Греции. В Швеции долгое время в качестве обозначения класса вместо «звезды» использовался «ключ», в Британии - «корона», а отелям на побережье Гоа присваиваются баллы.
Кроме того, за пределами большинства систем классификаций зачастую остаются два типа отелей, которые находятся на так называемых ценовых полюсах. Это, с одной стороны, отели роскошного класса, а с другой - отели эконом класса, проживание в которых ограничено спартанским минимумом услуг.
Если же говорить о принятой в большинстве европейских стран системе звезд, то и здесь нельзя гарантировать единого подхода в определении комфорта. Данное положение может быть проиллюстрировано на примере самого распространенного в Европе типа отелей рангом 3*. Нередко владельцы частных отелей 3* во Франции, Англии, Австрии не выдерживают те параметры, которые рекомендованы для отелей подобного ранга. Набор услуг в таких отелях зачастую более чем скромный. Причина подобного поведения отельеров проста - их страны традиционно популярны у туристов круглый год, и проблем с наполняемостью нет даже при относительно низком уровне обслуживания.
В то же время такие страны, как Турция, Венгрия или Болгария в отелях 3* нередко организуют сервис даже выше, чем того требуют стандарты. Иногда подобным отелям для того, чтобы получить класс 4* банально не хватает ширины номера. Весь остальной комплекс услуг, включая дорогую косметику в номерах, бассейны, кондиционеры и минибары, оказывается в распоряжении постояльца.
Что касается гостиниц высшей ценовой категории, то и здесь не все однозначно. К примеру, в ряде арабских стран ввиду «сухого» закона многие отели уровня 5* не могут позволить себе иметь в номере бары, поэтому им присваиваются 4*.
Стоит отметить, что, начиная с 2010 г., 7 стран Европы заключили соглашение о единой системе классификации отелей. Единая система получила названия Hotel Stars Union. В нее вошли Швеция, Г ермания, Австрия, Швейцария, Чехия, Венгрия и Голландия.
В числе основных критериев, которые используются при классификации отелей можно выделить следующие:
размер номера. Для отелей низшего сегмента максимальный размер номера составляет, как правило, 10 метров, отели 3* - от 10 метров, отели 4* - от 14 метров, отели 5* - от 16 метров.
качество обслуживания в отеле. Чем выше «звездность» гостиницы, тем чаще проводится уборка, меняется белье. Сюда же можно отнести и качество питания.
месторасположение отеля. Здесь имеет значение направление туризма, которое отель планирует обслуживать. Так, для экскурсионных туров важна близость к историческому центру, для морских курортов - близость к морю, а для отелей «спа» - уединенность и гармоничное природное окружение.
Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что несмотря на актуальность заявленной проблематики и стремление Всемирной туристской организации обеспечить единство в вопросах стандартизации, проблема классификации отелей требует дальнейшего изучения.
М. И. Кабанова, Н. Г. Соснина
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1251